Одно башкирское предание повествует, что после сотворения мира разные народы расселились в разных местах, и каждая народность получила свой язык и костюм… Национальные одежды представителей разных стран – это дань уважения предкам. С помощью костюма старое поколение передает потомкам наследие своего народа, рассказывает свою историю.
У башкирского народа национальный костюм — это не только способ покрасоваться на празднике. Каждая вещь наряда воплощает богатую историю Башкирии, отражает жизненный уклад и характер живущих там людей.
Немного истории
Территория обитания башкирского народа весьма обширна. В связи с этим образовалось различие в культуре. На это повлияло место обитания народа и непосредственно природная зона, в которой он был расположен. Так, например, в одной области основным видом деятельности являлось скотоводство, в другой земледелие, а в третьих искусные умения. Всё это в совокупности и объединено в башкирском народном костюме. Высокое мастерство поспособствовало объединению деталей в сложный ансамбль, в основе которого лежат глубокие исторические традиции.
Известно, что существует семь вариаций национального костюма башкир: северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. Всё дело в местах обитания народа, каждый костюм характеризует отдельный регион.
Многообразие оттенков
Жители Башкортостана любят яркие и нарядные вещи, поэтому при пошиве особое внимание уделяют оттенкам изделия. В повседневных национальных костюмах башкир преобладают следующие цвета:
- красный;
- коричневый;
- синий;
- черный;
- зеленый;
- желтый.
Обязательно соблюдается контраст оттенков, к примеру, часто можно увидеть комбинации из таких цветовых сочетаний, как красный и белый, желтый и синий, черный и зеленый, коричневый и желтый.
Особенности
Характерной особенностью костюма являлась его многослойность. Вне зависимости от погодных условий башкиры надевали под нижнюю одежду несколько слоёв верхней. Особенно в таких нарядах являлись на национальные праздники.
Одним из особенных нарядов башкир являлась верхняя одежда под названием казакин. Он представлял собой приталенный костюм на подкладке с наличием рукавов, застёгивался на глухую застёжку на пуговицах. Уникальность в том, что носили такое изделие и мужчины, и женщины. Да ещё использовали как одежду военнослужащие.
- Цвета и оттенки. Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов.
- Ткани и крой. Одежда башкирского народа создавалась с целью сохранения тепла в зимнюю пору и удобства летом. Да и из религиозных соображений башкиры не могут позволить себе носить открытую одежду. Поэтому национальный костюм имеет свободный крой. Обычно это длинные приталенные халаты, свободные штаны и рубашки. При выборе тканей предпочтение отдаётся шёлку, бархату, сатину. В отделке используется кожа, мех, различные бусины, монеты и вышивки.
Кукла в национальном Башкирском костюме
Доброго всем дня дорогие друзья!
Вот наконец-то я закончила свою замечательную куколку, над которой трудилась 4 месяца. И хочу с вами поделиться своей радостью)). Так получилось, что многое пришлось переделывать, кукла оказалась очень требовательной и все время требовала от меня новых решений. Мы с ней прошли удивительный и очень познавательный путь, я даже не подозревала , сколько интересного мне предстоит узнать, создавая мою любимицу.
Мой пост довольно длинный, но я надеюсь, будет интересным и познавательным для вас.
Сначала я хочу вас познакомить с моей куклой ее зовут Бибинур, так звали мою прабабушку, к счастью мне даже удалось ее застать, и помню я ее как большую модницу и шутницу) она могла за вечер сшить себе новое платье или камзол. Каждый раз, появляясь в новом платье на завтрак, обед и ужин.) И именно о ней я думала, создавая куклу.
Но к кукле я пришла не сразу. В самом начале пути мне хотелось просто создать тедди-долл в национальном башкирском костюме)), сделав набросок, я преступила к лепке личика, выкройкам туловища…Слепить мне хотелось именно такое личико, которое отражало бы национальные черты и особенности.
И что вы думаете, когда личико было готово моя девушка ни в какую не хотела быть “ медвежонком”, как бы я не примеряла ей медвежье туловище, она не соглашалась и буквально морщила нос)))) И в конце концов я была вынуждена с ней согласиться она действительно была рождена быть куклой)) грациозной, статной, как моя прабабушка))
Поняв, что работа намного усложнилась, на создание куклы требуется конечно же больше времени , я решила сделать башкирский костюм с полной детализацией , скажем так уменьшенную копию реального костюма, причем не осовремененного, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек», а с элементами одежды полностью соответствующими реальной одежде древних башкир.
И вот с этого момента началось мое путешествие в прошлое, в древний мир башкир, если можно так выразиться, поиск соответствующей литературы и т.д.
Представления современного человека о народном костюме порой ограничиваются только внешним видом одежды и названиями ряда украшений или элементов декора. В свою очередь народный костюм отражает весь процесс духовного, культурного и экономического становления той народности, которую он представляет. Традиционный народный костюм это своего рода книга знаний «свиток», доступный для понимания тому, кто умеет его читать.
В своей статье, мне бы хотелось познакомить вас не только со своей новой куклой, но и со всеми особенностями национального башкирского костюма, с основными его элементами, значением и смыслом. Ведь без этого вряд ли получиться понять мою куклу. Попробуйте взглянуть на народный костюм по-другому, глазами древних людей, увидеть что-то новое, чего может быть не замечали раньше. Я хочу дать вам хотя бы малую часть того, что несет в себе башкирский народный костюм. Для описания всех особенностей, конечно же, нужна целая книга.
Начну с того, что башкирский костюм оказался для меня гораздо сложнее и осмысленнее, чем я представляла, я с большим удовольствием изучала книги и статьи о башкирском костюме. Начав с поиска выкроек для куклы, я закончила свой путь полным прочтением книг о костюме, культуре и быте башкир. В своей статье я буду уделять внимание только тем элементам башкирского костюма, которые представлены на моей кукле, так будет наглядней для вас
Со второй половины XVI до начала XIX века башкиры занимали земли от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения Яика на юге. Поэтому башкирский костюм отличался и менялся в зависимости от проживания людей. Моя кукла отражает костюм восточных (зауралских) и юго-восточных башкир, те края, где и прошло мое детство.
Немаловажную роль в сохранности традиций в башкирском костюме юго-восточных и зауральских башкир сыграли Уральские горы. Непроходимые леса, высокие горы являлись естественным барьером к проникновению в край представителей других народностей. В результате башкирские племена, проживающие на территории Южного Урала, развивались изолировано, в своем узком кругу без постороннего влияния. Традиционный башкирский костюм не повторяет одежду ни одного другого народа
Башкирский костюм очень богат декоративными элементами. И это неслучайно. В жизни древних людей декору отводилась особая роль в первую очередь: охранная (вышивки-обереги), обрядовая, как показателя социального статуса и т.д. Каждый элемент украшений имел свое сакральное значение. В современности необходимость в охране собственного тела от влияния «злых духов» исчезла, так как исчезла и сама вера в духов.
В мифологии прошлого же от незнания сути природных явлений возникали «злые духи», как единственная возможность объяснения происходящему. Сознание древних воспринимало опасность извне как нечто мистическое, невидимое глазу, способное проникнуть в душу человека даже через одежду. Поэтому одежду защищали декором. Самым уязвимыми в этом отношении местами считались различные разрезы, отверстия и швы, через них по представлениям древних людей могли проникнуть злые духи. Именно в украшении и декоре древние видели единственный способ обезопасить эти участки от проникновения злых духов. Поэтому неслучайно в народной одежде орнаментировались срез ворота, нагрудный вырез, низ изделия и рукав , то есть все возможные отверстия на одежде. Что можно так же увидеть в костюме моей куклы, вышивка на подоле и на камзоле выполнена тамбурным швом( самый распространенный вид вышивки в башкирском костюме).
Особенно нарядной была женская верхняя одежда. Жених дарил девушке материал, кораллы, серебряные монеты и т.д., а шили и украшали одежду в семье невесты. Свадебный костюм молодая одевала перед переездом в дом мужа. Позже эта одежда становилась праздничной, выходной. Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывались защитная, очистительная сила, его блеску и звону – способность отганять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкостный по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров.
Как и у других народов Востока, картина мира для предков башкир представлялась в трехступенчатом виде:
1) Самая высшая ступень мира – Небо, где обитает владыка Тэнгри. Там же живут Кэн(солнце) и Ай(луна). В одежде башкир эту ступень символизирует головной убор. Как, например головной убор моей куклы (Кашмау) он символизирует птицу(спереди клюв, сзади хвост, по бокам крылья). Сзади вы можете увидеть вышивку, символизирующую три фазы луны (убывающую, нарастающую, полнолуние). Головной убор полностью съемный и вышит ювелирным бисером, который имитирует коралловые бусины.
2) Средний мир – Земля и ее обитатели – человек, его помощники Тулпар (крылатый конь), звери, растения, реки, горы и т.д. В одежде этот уровень изображен на участке от верхней части спинки до подола одежды и олицетворяет красоту флоры и фауны Земли. С помощью подручных средств, вышивки, аппликации на этом уровне изображались растительность, горы и т.д . В костюме куклы можно увидеть вышивку с растительными орнаментами, символизирующую лес, цветы и т.д.
3) Подземный мир или подводный мир – мир чудовищ, водяных духов, мистической птицы Самригуш и других существ. С нижним миром связаны человеческие страхи перед темными силами, а так же представления предков о реках и озерах. В костюме куклы это ленты по подолу платья , изображающие реки. Месторасположение ленты далеко не случайно, она находится на границе между средним и нижним миром, отражая отношение народа к воде. Отношение башкир к водоемам было двояким. С одной стороны, вода – необходимый для жизни элемент, с другой – это потоп, сметающий все вокруг.
Так же символ нижнего мира – это обувь (сарык), как правило, она имеет на пятке оригинальный рисунок несколько арок, украшенных аппликационным рисунком. Во-первых, обращает на себя внимание цвет орнамента, он традиционно выполнялся красными нитками и полосками ткани, а красный во все времена выполнял защитную функцию, роль оберега. Во-вторых, эта арочная композиция напоминает вход или выход из тоннеля. «Именно так представляли люди, откуда зарождается жизнь». Мы нередко слышим истории людей, переживших клиническую смерть. Свой проход в мир иной они связывают так же с подобным туннелем. Кто знает, может быть, наши предки знали гораздо больше, чем мы сейчас, умели видеть чувствовать, слышать. А мы в нашем суетном мире эту способность утеряли.
В своем кукольном костюме (обуви) я постаралась полностью отразить все символы – арку, вышивку красными нитями. Обувь выполнена из натуральной кожи (нижняя часть) и верхняя из микромеха, украшена вышивкой и орнаментом в виде треугольников, так же характерным для башкирского костюма.
Особые «меры защиты» предпринимались в одежде молодых женщин, от которых в основном зависела численность и здоровье будущего потомства. Наши предки справедливо уделяли особое внимание здоровью девушек, от которого зависело качество генофонда и выносливость рода. Поэтому женская одежда отличается наличием большого количества декора, имеющего определенный смысл.
Так же в народном костюме существовали предметы, назначавшиеся строго по социальному или семейному статусу владельца. Скажем, в состав костюма замужней женщины входил кашмау, тогда как девушке его носить запрещалось. Таким образом, моя кукла — девушка замужняя))
Для вступающей в брак девушки пожилые женщины приносили немного кораллов или серебряных монет на кашмау. По другим местным обычаям кашмау дарил жених, но носить его женщина имела право лишь после рождения сына.
Главным украшением праздничного женского костюма восточных башкир является трапециевидный нагрудник (яга), украшенный кораллами и монетами. И полудрагоценными камнями.
Еще один элемент башкирского костюма, представленного на кукле это Камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу. Интересно,что подобный принцип кроя присутствует в образцах исторической одежды , а именно во французском жустокорпе. Возникает вопрос, мог ли французский сюртук стать прототипом для кроя башкирского камзола? Вопрос остается открытым, однако, принимая во внимание то, что башкирские воины, названные «северными амурами», принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года и дошли до Парижа, можно предположить, что привезенные с этой войны трофеи дали начало подобному крою в безрукавках.
В нашем костюме для камзола я использовала микроплюш, который прекрасно имитирует бархат и прекрасно подходит по масштабу куклы. Камзол съемный на подкладе, расшит золотыми нитями и украшен монетами.
Все элементы одежды на кукле съемные, сшиты полностью вручную, размер куклы невелик см, поэтому шить приходилось все вручную, очень много мелких деталей. Все выкройки, которые я использовала для создания костюма, соответствуют оригиналам., только в уменьшенном виде. Описание моей куколки вы можете прочитать так же здесь, пройдя по ссылке.
Таким образом, подводя итог проделанной работы , я приглашаю вас изучать народные костюмы, это увлекательный процесс, со множеством удивительных открытий.
Нередко это становится единственным способом ознакомления с культурой своего народа, так как осознанное изучение народного наследия для человека, зачастую не представляется возможным в силу дефицита времени, занятости и других причин.
Я из многонациональной семьи, в нашей семье множество народностей это и русские и украинцы и поляки и башкиры и татары. Поэтому я продолжаю свой увлекательный путь по изучению национальныйх костюмов и приглашаю вас пройти его вместе со мной.
Надеюсь вам было интересно, до следующих встреч!
С уважением, Елизавета.
Описание разновидностей
- Женский костюм. Национальный женский костюм формировался не один десяток лет и продолжает приобретать изменения по сей день. Отличительный признак такой одежды – это богатство и роскошь.
Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк. Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди.
На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов.
Под платье было принято надевать ыштан (своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.
Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.
Очень известными были и запашные халаты. На севере это изделие именовалось бишмэт, на юге – елэн. Выполняли такие халаты из однотонного сукна и украшали монетами. Оба изделия очень схожи по своему крою, однако есть различие: подол у елэн расклешённый, а само изделие длиннее, нежели бешмэт.
- Мужской костюм. Национальный мужской костюм не так разнообразен и более сдержан в исполнении. Обычно образ включал в себя свободную рубашку, напоминающую тунику, неширокие штаны и лёгкий халат или камзол. В зависимости от региона можно было встретить две разновидности рубашек для мужчин. Первая, относящаяся к югу, имела срез, спускающийся по косой, скреплялся он шнурком, и отличалась отсутствием воротника. Вторая, принадлежащая северу, имела воротник, а линия разреза была прямой.
Женский национальный костюм
Женщины любой национальности всегда прекрасны. В душе каждая из них кокетка. Она мечтает найти своего возлюбленного и привлекать внимание противоположного пола. Даже в рамках жестких религиозных канонов наряд девушек из Башкирии постепенно совершенствовался, становился всё краше. Это подтверждают многочисленные фото.
Платье — основа наряда
Кулдэк — это традиционное платье башкирок, украшенное вышивкой. Сначала оно имело небольшой воротничок, широкий вырез горловины, а под грудью перетягивалось пояском (у простолюдинок бечевкой). В прошлом веке оно немного видоизменилось, усовершенствовалось. В районе груди появились защипы, а на рукавах и вороте отворот.
На платье надевался нагрудник, якобы защищающий от недобрых духов.
Женщины богатого рода поверх платья носили камзолы, богато украшенные серебряными монетами.
Другие элементы костюма
В верхней одежде у башкирок был богатый выбор. В разных ситуациях они надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы и тулупы. Под платье полагалось надевать просторные штаны — ыштан.
Даже такую обыденную вещь современного мира, как фартук, башкирки используют не только по прямому назначению — готовя обед или хозяйничая на кухне.
Интересно! Передник (алъяпкыс) — обязательная часть праздничного наряда. Для торжественных случаев он шьется из дорогих и красивых тканей.
Ножки башкирских женщин согревали шерстяные, войлочные или холщовые чулки. Поверх обувались кожаные башмаки, украшенные вышивкой или разноцветными кисточками.
Головные уборы для празднеств не уступали култэку по нарядности. В обычной жизни женщины покрывали голову платками или шалями. На улице поверх платка надевалась меховая шапка — бурэк.
Аксессуары и украшения
В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.
Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.
Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.
Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.
Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.
Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.
Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.
Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.
Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.
Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.
Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.
Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, плоды экзотических растений, птичьи пушки, когти и другие необычные предметы. Этническая и художественная специфика костюма наиболее выразительно проявлялась в женских головных уборах. Чаще других в литературе упоминаются кашмау («кашбов», «кашпау») и кэлэпyш («калябаш»). В деревнях Башкирии в ХIХ в. кашмау встречался относительно часто, особенно в южных районах; о другом уборе помнили только в восточном Зауралье. В оформлении кашмау первенствующую роль играли кораллы; они сочетались с серебряными нашивками. Круги из кораллов, мелких, затем крупных монет, нашивались на шлем вокруг отверстия. Основная часть шапочки покрывалась низками кораллов, прикрепленными одним концом у края, другим – у отверстия убора. Кроме длинных околоушных подвесок сулпы, кашмау сугы имелась спускающаяся на лоб теменная подвеска манлай сук. От массивной подбородочной пряжки каптырма на грудь свешивались длинные цепочки с ювелирными медальонами. Между шлемом и наспинной полосой располагалась треугольная или круглая бляха, игравшая роль не только затылочного украшения, но и оберега. Таким образом, с кашмау был связан целый набор головных, шейно-нагрудных и наспинных украшений. Особо следует сказать об оформлении наспинной ленты; ее называли койрок – «хвост», реже олон, озон – букв. «нечто длинное». Эта полоса обычно доходила до края одежды; в большинстве случаев она располагалась поверх праздничного халата, дополняя его декоративное убранство. На кумачовой основе наспинника выкладывался бисером мозаичный узор из квадратиков, ромбов, треугольников и других фигур. По краю ленты прикреплялись раковинки кортбаш, кортмош; по поверьям, они оберегали от сглаза. Заканчивался наспинник бахромой. В начале ХХ в., по свидетельству С.И.Руденко, на юге Башкирии женщины средних лет надевали кашмау на платок, пожилые — на полотенцеобразное покрывало тастар. Имелись кашмау лишь в состоятельных семьях. В последние десятилетия, в связи с возрождением фольклорных традиций, коралловые уборы приобрели большую популярность. В башкирском Зауралье появились кашмау, реставрированные или изготовленные из современных материалов. Новые уборы, созданные на старой основе, так часто включаются в сценический костюм, что начинают восприниматься населением как символ национальной одежды. Вместе с тем в прошлом кашмау знали не везде. Территория, где его носили, охватывала южные и юго-западные районы Башкирии и Оренбургскую область. В начале ХХ в. кашмау входил в праздничный костюм у башкир – бурзян, тангауров, усерган, тамьянцев, юрматынцев. У демских минцев головной убор распространился, видимо, под влиянием появившихся здесь в последние века переселенцев с Южного Урала. В северной и в центральной Башкирии (на Инзере) такого убора не было. Не носили его челябинские и курганские башкиры. В восточном Зауралье существовал другой убор из кораллов и серебра – с высокой тульей и широкой наспинной полостью. Именно он упоминается в некоторых дореволюционных работах под названием «калябаш». Люди старшего поколения в башкирских деревнях Челябинской области вспоминали его в 1950- 60-е годы, называя башкейем. Величественный башкейем (он же кэлэпуш) представляет собой возвышающуюся над головой округлую шапочку и прикрепленную к ней полость, закрывающую не только затылок и уши, но и верх спины. Тулья высотой 15 см покрыта чешуеобразно монетами, донышко – концентрическими рядами кораллов. Спереди имеется ниспадающая на глаза сеточка-налобник. Верхняя часть полости покрыта рядами монет, ниже группы монет обрамлены кораллами; заканчивается композиция сеткой из кораллов и бахромой. На затылке среди монет выделяется крупная бляха со вставками из сердолика и бирюзы. Башкейем, как и кашмау, был готовым убором замужних женщин. Ближайшие аналогии этому убору обнаруживаются в каракалпакском и казахском «саукеле» – богатом свадебном уборе, своим происхождением связанным с культурой древних сакских племен, некогда населявших степные просторы Казахстана и Средней Азии. В прошлом столетии в северных деревнях можно было встретить полусферические шапочки такыя, украшенные монетами и бляхами, с бахромой понизу из мелких бус и бисера. Наверху в центре прикреплялся металлический куполок. Девушки в башкирских деревнях до вступления в брачный возраст, лет до 10-11, ходили с непокрытой головой. Позже на манер взрослых женщин закрывали волосы платком или надевали шапочку вроде тюбетейки, украшенную галуном. Широко принятым убором в северной Башкирии были так называемые «колпачки». Их носили взрослые девушки и молодые женщины, покрывая небольшим платком. Существовало несколько разновидностей колпачков. Небольшая (12-15 см, реже до 20 см в диаметре) плоская шапочка с твердым околышем-ободком (3-5 см высотой) из бересты, луба, кожи или картона, обтянутых темной хлопчатобумажной тканью или цветным бархатом, встречалась в верховьях р. Уфы и по Ику еще в 50-60-е годы двадцатого столетия. Колпачок (бэлэкэй калпак) закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть набок. Передняя часть ободка и верх донышка расшивались бисером, металлической нитью, блестками, жемчугом. Основные части растительного узора (цветы, листья, ягоды), как правило, выпуклые, соединялись линиями стебельчатого шва или машинной строчкой. Украшением колпачка могли быть прикрепленные по краю жемчужные подвески, монетки. Узор выполнялся бисером. У висков помещали шерстяные кисточки, пушки. Похожие колпачки носили челябинские и курганские башкирки. Однако в восточном Зауралье это была чаще лишь имитация шапочки: ободок был разъемным, а место соединения его концов на затылке прикрывала ткань, прикрепленная к околышу. Характерным убором молодых невесток – килен — в северо-восточных и зауральских восточных районах были сдвоенные платки кушъяулык. В Челябинской и Курганской областях их носили еще в 50-60–е годы в течение одного-двух лет после свадьбы – пока молодая жена «не привыкнет к родне мужа». Сохранились эти уборы и кое-где на северо-востоке республики. Кушъяулык – это большой платок-покрывало, размером 227х114 см. Его украшением служат позумент и мелкие монеты, пришитые по краю около лица. Он был приобретен вместе с головной повязкой баш бэйзэмес – маленьким ситцевым платком, который складывался косынкой и повязывался под кушъяулык на лоб, а концы завязывались на затылке. Кушъяулыки носили и с головными повязками, и с плоскими колпачками. Середина длинной стороны платка, приходящаяся на лоб, украшалась с изнанки полосой гладкой ткани, вышитой счетной гладью или тамбуром. Среди вышитого узора помещали бисеринки или мелкие монетки. Край покрывала, надевая, слегка отгибали. Подбородник обшивали монетками, иногда к нему прикрепляли короткую коралловую сетку. Подбородочная тесьма с монетами (сагалдырык, hакалдырык) являлась наиболее характерной деталью кушъяулыка на всей территории, где был принят этот убор. На северо-востоке Башкирии и в соседних районах Свердловской и Челябинской областей подбородник с монетами, закрывавшими шею, вместе с чешуеобразно зашитым нагрудником представлял собой выразительный декоративный ансамбль в праздничном костюме. К разряду головных уборов-покрывал, хотя и несколько другого рода, относился у башкир тастар. Слово употреблялось в средневековье в Средней Азии и на Ближнем Востоке в значении «точа ткани» ; позже оно закрепилось за уборами типа повязки или чалмы. В значении женского убора термин «тастар» существовал в языке не только башкир, но и казанских и западносибирских татар, мишарей, кряшен. В конце ХIХ в. покрывало тастар описано М.Баишевым в составе костюма пожилых женщин Орского уезда: «Вместо платка употребляют для головы тастар – ситец аршина в 3 или 4 длины. Им старухи обматывают голову, оставляя открытым лишь одно лицо. Сверх этого вне дома накидывают на голову халаты». Сохранились фотографии из башкирского Зауралья и из демских селений с изображением женщин в тастарах. Восстановить этот убор не представляло трудности, т.к. для него необходим лишь кусок светлого ситца около 2 м длиной. Материал накладывали на голову вроде шарфа, при этом нижний конец оставался на груди, а верхний, проведя под подбородком, прикрепляли булавкой на голове у левого виска. Головной убор покрывал не только голову, но и плечи женщины. На юго-востоке Башкирии употребляли иногда ткань большей длины и тогда конец, закрепленный на голове, ниспадал на спину. Меховые шапки – головной убор, характерный для скотоводческого быта, башкирские женщины носили не везде. В ряде деревень южного Кугарчинского района меховые шапки считались девичьим убором. На большой территории – в горах и в степях юго-восточной Башкирии – меховые шапки в женском костюме не были приняты. Шапки надевали не только на тастар, но и на платок. Сверху набрасывали шелковую или кашемировую шаль. Девушки носили шапки без платков. Женские шапки были невысокими, с плоским верхом и меховым околышем. Ценились кама бурек – шапки, широко отороченные мехом выдры; их верх обшивали иногда позументом. Помимо меховых на северо-востоке Башкирии были приняты стеганые ватные шапки без отворота – тупый. Их надевали пожилые женщины под платок, как говорят, для тепла. В некоторых случаях спереди надо лбом на них нашивали монетки. Украшением тупый могла быть и позументная налобная повязка с бахромой – каш ука. По мере исчезновения сложных и дорогих головных уборов все более прочное место в будничном и праздничном костюме стали занимать платки. Выбирали фабричные платки с каймой и цветистые полушалки. Набросив на голову и распустив полотнище по спине, закрепляли платок под подбородком, связав два соседних угла. Молодые в ХIХ веке предпочитали красные, оранжевые, синие, зеленые цвета. Среди пожилых была заметна приверженность к светлым платкам. Прежде использовали тонкий некрашеный холст. Собираясь в гости, поверх платка набрасывали сложенную на угол шелковую или кашемировую шаль с кистями. Она прикрывала голову и спину, свободные концы свешивались по обеим сторонам груди. В юго-восточных и южных селах Башкирии носили домашние шали с длинной бахромой, сотканные из шерсти и козьего пуха. Распространенные в башкирских аулах в ХIХ – начале ХХ века мужские головные уборы были не так многочисленны, как женские. В путевых заметках и этнографических исследованиях упоминаются колпаки и войлочные шляпы, суконные и меховые шапки. Согласно мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым, не показывался на людях с непокрытой головой. Роль повседневного головного убора принадлежала тюбетейке – небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтэй ; кое-где нарядные тюбетейки обозначали словом такыя. На юге-востоке Башкирии (Бурзянский, Баймакский и др. районы) термин такыя относился и к скромным тюбетейкам пожилых мужчин. В районах со скотоводческими традициями (на юге Башкирии, в Зауралье) тюбетейка у пожилых мужчин служила преимущественно домашним убором; при выходе из дома поверх нее надевали меховую шапку. В северных деревнях в тюбетейках ходили не только в своей усадьбе, но и на улице. Тюбетейка была первым головным убором в жизни мальчиков: ее начинали носить в раннем детстве. Преобладал покрой тюбетеек с круглым слегка выпуклым верхом из четырех клиньев и невысоким, 6-7 см, расширенным книзу околышем. Тюбетейки пожилых были черными, молодых – цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тюбетейка» называется убором знатных батыров. Не менее необходимым убором до последнего времени оставались меховые шапки (бурек, кэпэс). Особенностью мужских шапок была характерная вытянутая форма. Наиболее распространенным являлся покрой из четырех округленных по бокам, сведенных на конус клинышков. На тулье мех обращался ворсом внутрь. Сверху шапки покрывались бархатом, сукном или иной плотной тканью. С внешней стороны имелась выпушка или околыш. Нередко шапки из овчины обшивали по краю полосой дорогого меха. Иногда на тулью нашивали позумент. У южных и восточных башкир характерным головным убором являлись «малахаи», имевшие полость для прикрытия шеи и верхней части туловища от ветра. В разговорной речи за меховыми уборами, крытыми тканью, закрепилось название колаксын. Колаксын из меха красной лисицы, головной убор взрослых парней, упоминается в песенном фольклоре юго-восточных башкир. Шили их также из овчин и волчьих шкур, отделывали мехом выдры. Малахаи из войлока, валяного сукна, без меха, называли кейез колаксын или колэпэрэ. Своим происхождением колаксын связан со скотоводами степной полосы Азии и Европы. Высокие уборы с наушниками и угловатым наспинником можно увидеть на древнетюркских изваяниях Сибири и Монголии. Изображены они и на всадниках в наскальной живописи этого времени. Как видно, уже в древности появились многочисленные варианты этого убора, различающиеся высотой тульи, формой и размерами пришивных деталей. Другой распространенный в Средней Азии и на Среднем Востоке мужской убор – чалма – в костюме башкир стал атрибутом, главным образом, служителей мусульманского культа. Его носили, совершая молитвы, также некоторые пожилые мужчины. На севере Башкирии и в Пермской, Свердловской областях в 60-е годы ХХ века сохранялись воспоминания о белых покрывалах кыйыкса – уборе почитаемых старших женщин. Судя по способу ношения («один конец ложится на голову, а другой перебрасывался спереди через плечо и спускался низко, почти до щиколоток»), это покрывало было одного рода с вышеописанным тастаром. По мере отмирания старых обычаев уходили из быта и атрибуты, их сопровождавшие, в том числе и из состава одежды. Исчезновение и обеднение головных уборов было обусловлено и снижением материального достатка башкирских семей.
Источник материала
Обувь
Женской обувью были, украшенные кисточками. В не холодные времена надевали лапти (сабата), под них непременно нужно было надевать чулочные изделия. Производили чулочные изделия из различных материалов (шерсти, сукна). Отдельно в гардеробе имелись праздничные чулки расшитые узорами и наложениями.
Чулки носили и мужчины, но могли заменить их на портянки. В качестве обуви выступали сапоги итек и сарык. Ичиги были праздничным вариантом сапог, на них надевали галоши. Войдя в помещение галоши снимали, оставаясь в сапогах.
Красота свадебного наряда
К башкирской свадьбе готовились тщательно и заблаговременно. Одежда, служившая свадебными нарядами молодым, могла надеваться после свадьбы в особые праздничные дни. Для пошива нарядов подбирали женщин, прекрасно владеющих искусством вышивки, аппликации и узорного ткачества.
Праздник проходил ярко и насыщенно. Яркие цвета пёстрых женских платьев с отделкой различными лентами, пышные юбки, узоры и оборки делали праздник красочным и интересным. Цвета играли важную роль в свадебных нарядах. Красный служил символом домашнего очага. Красно-белое платье невесты символизировало солнце, тепло и уют. По краям платья вышивали орнамент – узоры, завитки, спирали. Поверх нарядов надевались халаты и камзолы.
На шею невесты надевали нагрудное украшение, вышитое камнями и монетами. По богатству этих украшений можно было судить об обеспеченности семьи.
Ноги невесты украшали белые сапоги, изготовленные из тонкой козьей кожи.
Историческая справка
История развития башкирского национального костюма увлекательна и разнообразна. Деятели искусства, занимающиеся изучением создания традиционной одежды разных народов, до сих пор не перестают восхищаться происхождением наряда Башкирии.
Башкирский народ разместился на очень большой территории, в результате чего у каждого района образовался особый менталитет. Обусловлено это было тем, что деятельность людей напрямую зависела от природных ресурсов, которых в их местности было больше всего. В одной части Башкирии жители промышляли охотой и скотоводством, в другой предпочтение отдавалось прикладному творчеству, в третьей – земледелию.
Всего регионов было семь:
- Северо-восточный;
- Северо-западный;
- Юго-восточный;
- Юго-западный;
- Центральный;
- Восточный;
- Самаро-иргизский.
Но даже несмотря на некоторые детальные различия в одежде у жителей разных районов, башкирский национальный костюм удивительным образом сохраняет в себе одну культуру, одни и те же традиции, передает особый народный дух. Этим он и интересен.
Мир детства – мир танцев
Дети с готовностью и радостью принимают участие во всех праздниках и торжествах. С трепетом относятся к вниманию, которое в это время уделяют им. Живя в большой, многонациональной стране с уважением относятся к культурам всех народностей. С воодушевлением изучают новые танцы каждой отдельной нации.
Башкирский танец для детей так же красочен и необычен, как и у взрослых, в настоящий момент ансамбль танца выбирает данные композиции для исполнения:
- башкирский танец Курай
- башкирский сольный танец
- башкирский танец Бурзяночка
Танцы башкир делятся на мужские и женские. Во время охоты и перед боем парни исполняют свои танцы для поднятия боевого духа. При сборе ягод, трав, корений девушки водят хороводы, поют песни.
Цветущий Курай, Бурзяночка – это башкирские танцы для девочек. Во время исполнения девочки водят хороводы, двигаются парами, есть основные участники, которые делают основные самые главные движения. Этот танец отражает благодарность народа природе за ее щедрые дары.
Игровой лирический танец Бурзяночка включает в себя участие и девочек, и мальчиков.
Танцы строятся на отражении бытовых действий:
- мужчины – изображают скачки на конях, битвы, цоканье копыт и другие атрибуты мужской деятельности;
- женские движения – более мягкие притопывание, сматывание клубков, доение животных.
Все это активно отражается в танцах. Изображаются встреча и знакомство юношей и девушек.
Чередуются между собой движение ног: простые шаги, маршевые широкие, ступни ударяются друг о друга, приседания, удары пятками одной об другую, дроби с притопом.
Описание костюма
Примечательной особенностью национального наряда Башкирии является его многослойная структура. Даже если на улице нещадно палило солнце, башкиры обязательно облачались в несколько слоев верхнего одеяния. Это отличается башкирский народ от остальных.
Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, выглядящая как приталенная куртка с просторными рукавами, оснащенная надежной подкладкой. Казакин застегивался посредством пуговиц. Данное изделие было универсальным – его с удовольствием носили и женщины, и мужчины. Также в казакин облачались солдаты.
Варианты и особенности нарядов
Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.
Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.
Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.
Женский
Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:
- изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
- был предусмотрен широкий вырез горловины;
- под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.
Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.
Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:
- В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
- Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
- Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.
В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.
Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.
Девочки, которые не достигли десятилетнего возраста, не имеют права носить головной убор с вуалью – тыкая. Этот атрибут присутствует в наряде старших представительниц слабого пола.
Мужской
Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.
Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.
Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.
Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.
Праздничный
Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами. Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.
Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью. Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние.
Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:
- красном – символизирует дом, теплый семейный очаг;
- белом – олицетворяет солнце, лад в семейных делах.
Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.
Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.
Материалы и фасон
Народ Башкирии никогда не испытывал безразличия к роскоши, и это качество прекрасно отразилось на традиционном костюме. Люди из зажиточных семей носили одежду из белого атласа, дорогого бархата, шелка и сатина.
Не менее популярны были изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, чьи кошельки были не настолько наполнены монетами, в основном, обладали нарядами из овчины, домашнего сукна и войлока. Нередко применялись конопляные и крапивные холсты.
В качестве декоративных элементов выступали шикарные меха, кожа, интересная вышивками золотыми и серебряными нитями, бусины и даже монеты.
Религия играла важную роль в жизни башкир, поэтому некоторые каноны при создании национального костюма было необходимо соблюдать. Одежда не должна быть слишком открытая, чтобы женщины не могли демонстрировать природные достоинства своего тела чужим мужчинам. Так что фасон традиционного наряда очень свободный.
Просторные рубахи, штаны и халаты – именно из этих вещей состоял стандартный гардероб башкирских мужчин и женщин.
Основные сведения о национальном костюме
Башкирия — регион нежаркий, поэтому национальные одежды отличаются многослойностью. Поверх нательной рубашки надевалось по нескольку халатов, в зависимости от времени года они были толще или тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длинный кафтан из сукна.
Важно! У праздничных одеяний количество одежд было больше, чем у повседневных.
О знатности человека говорили не только богатство одежды и её отделка, но и количество надетых за раз нарядов. Чем больше халатов, тем он состоятельней и влиятельней.
Многообразие нарядов
В зависимости от занимаемой в автономии территории исторически сложилось 7 вариантов национального костюма. В каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его узнают остальные. Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, проживающих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.
В пределах одной небольшой страны можно наблюдать, какой опечаток накладывает на национальные наряды образ жизни его населения.
- В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли тонкую пряжу и ткали тонкое полотно с причудливыми узорами.
- Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.
Материалы
Предки современных башкир ценили роскошь, яркие цвета и богатые украшения на одежде. Это внесло свою лепту в создание традиционного наряда.
Зажиточные граждане могли себе позволить предметы одежды из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.
Те, кто победней, а их было большинство, шили повседневные одежды из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.
Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.
Особенности кроя
Согласно религиозным устоям, женщинам и девушкам запрещалось оголять части тела перед посторонними. Это внесло свои коррективы в создание национального костюма. Женские наряды не облегают фигуру, преобладает свободный ниспадающий крой. Одежда длиной до пола с длинными рукавами.
У простолюдинов, что у мужчин, что у женщин, основным видом одеяния выступали просторные, не стесняющие движений, домотканые рубахи, штаны и халаты. Для мужчин-охотников, пастухов, наездников и земледельцев, просторная одежда была важна из-за удобства.
Интересно! Орнаменты, украшающие традиционные одеяния башкир, имеют символическое значение.
Присутствие в нём растительных элементов или фигурок животных служило для людей защитой от недобрых людей, от порчи, привлекало хозяину удачу.
Цветовая палитра
Уж на что башкиры не скупились, так это на разнообразие оттенков в своем национальном костюме!
Повседневная одежда не могла похвастаться особой яркостью, однако взгляд от наряда оторвать просто невозможно. На первый взгляд обычные оттенки необычайно мастерски сочетаются в костюме, образуя идеальную композицию, что даже в двадцатом пером веке будоражит фантазию талантливых дизайнеров.
В будничных костюмах преобладали цвета:
Для пошива праздничных нарядов применялось множество других оттенков. Гуляния на празднике всегда значили много для башкирского народа, поэтому неудивительно, что каждому хотелось как можно сильнее выделиться среди остальных во время застолья и традиционных развлечений.
Орнамент национального костюма всегда имел символическое значение. Растительные узоры, изображения животных и другие этнические символы берегли народ от порчи и притягивали удачу.
У истоков Башкирского танца
Башкиры очень яркая и эмоциональная нация, башкирские народные танцы входят в число популярных видов искусств. Совмещают в себе быт народа, повседневную жизнь, древние сказания.
В старинные времена танцы исполнялись на праздниках. В обрядах играли ключевую роль, заряжая нужной силой и энергией воинов, охотников, шаманов. Башкирский танец и через века сохранил свою страсть, силу, яркость, свою первозданную красоту.
Просматривая башкирские танцы видео, сам заряжаешься этой энергией, и хочется пуститься в пляс. Ансамбль башкирского танца раскрывает красочность исполняемого творения, делится со зрителями своими вековыми традициями, обычаями и легендами. Танец это отдельная жизнь, краткое описание великой истории народа.
Ансамбль Гаскарова прославляет свои народные танцы по всему свету. Не важно, какая публика, и в какой стране проходит шоу. Все затаивают дыхание, наблюдая за танцем.
Женский наряд
Традиционный наряд башкирской девушки до сих пор продолжает медленную модификацию. Для женщин важно всегда быть на высоте, приковывать к себе заинтересованные взгляды, и женский костюм Башкирии прекрасно справляется с исполнением этого желания.
- Ни одна девушка не могла представить себя без национального платья под названием кулдэк. Платье украшалось с помощью вышивки. Изначально кулдэк характеризовался широкими вырезами, отложным воротничком и бечевкой в районе грудной клетки, но двадцатый век привнес в привычный вид платья изменение. Одеяние обзавелось отворотом и защипами на груди.
- Поверх платья находился нагрудник. Считалось, что это изделие защищает от злых духов.
- Богатые башкирки могли себе позволить надеть еще и камзол. Этот атрибут выражал положение человека на социальной лестнице. Камзол украшали большим количеством серебряных монет.
Мужская одежда
Башкирские мужчины были не столь привередливы по части своего одеяния, так что мужской национальный костюм чуть менее разнообразен, но не менее великолепен. Взглянув на башкира, вы бы увидели свободную рубашку, штаны и халат, что заменялся камзолом. Это будничный вариант традиционного наряда.
Существует два типа башкирской рубашки:
- В южном регионе мужчины носили рубашки с косым срезом, который скреплялся с помощью шнурка. Воротника на изделии не было.
- Рубашки жителей северной части страны имели воротник, а срез был прямым.
Верхняя одежда представляла собой чекмени – халаты из суконного материала, всегда оформленные в насыщенном зеленом цвете, являющимся символом благородства и мужественности. Помимо халата, мужчины могли похвастаться кафтаном кэзэки с высоким воротником и расклешенным фасоном.
Качество материала давало понять, какими суммами располагает мужчина. Если халат был сделан из ткани, вытканной в домашних условиях, всем становилось ясно, что богатства башкир нажить не сумел.
В зимнее время года башкиры ходили по улицам в тулупах и шубах из шерсти баранов.
Мужской национальный костюм
Костюм представителей сильного пола не поражает разнообразием вариантов нарядов. Мужчины менее капризны в выборе нарядов. Великолепием отделки и продуманностью элементов мужские одежды не уступают женским. На каждый день башкирский муж предпочитал рубашку свободного кроя, штаны и длинный халат или камзол (в зависимости от статуса). Популярностью у мужского населения пользовались суконные чекмени.
Более теплым вариантов верхнего одеяния являлись кэзэки — кафтаны расклешеного покроя и с высоким воротом.
В мужской одежде башкирского народа преобладает ярко-зеленый цвет, символизирующий мужество и благородство.
Интересно! Жителей юга и севера Башкирской автономии можно распознать по форме выреза рубахи.
У южан он делался косым, без притачного воротника, края его скреплялись шнуровкой. А жители северных районов носили модель, более привычную для современного человека: у неё был воротник, а край был ровный.
При наступлении холодов башкиры утеплялись, надевая овечьи тулупы и шубы.
В районах, где процветало скотоводство, все население, от мала до велика, ходило в кожаных сапогах и башмаках. Зимой в ход шла валяная обувка.
Головы мужчины покрывали тюбетейками. Так же как и женщины носили национальные меховые шапки-бурэки.
Детская вариация
Внешний вид детского национального костюма Башкирии отличается совсем немногим.
Наряд для девочки выглядит точно так же, как и взрослый вариант, за одним лишь исключением – девочкам, не достигшим десятилетнего возраста, запрещалось носить головной убор с вуалью, называющийся «такыя».
Мальчикам с детства прививали патриотизм, так что никаких ограничений в их костюме не было. Наряд юношей детально повторял одежду их отцов. Мальчики носили традиционный пояс, захватывающим внимание окружающих богатым золотым узором, а также рубашки с тугой шнуровкой и брюки.
Особенности детского национального костюма
Детская одежда практически не отличалась от взрослой.
Нарядная и повседневная одежда девочек повторяла наряды мам. Малышкам нельзя было надевать такыю. Это головной убор взрослой дамы, который представлял собой особую шапочку с вуалью. На этом отличия заканчивались.
Для мальчишек одежда полностью копировалась с мужской. Как и родители, они облачались в рубашки со шнуровкой, штаны, в качестве ремня был богато украшенный пояс в традиционном стиле местности.
Обувь
Женскую обувь украшали привлекательные кисточки. Летом девушки носили сабаты (если русифицировать название, получатся обычные лапти), под которые в обязательном порядке надевали чулки. Для их создания применялись сукно и шерсть. На случай праздника у женщины были декорированные чулочные изделия.
Башкирские мужчины тоже могли использовать чулки, но основная масса заменила их портянками.
Стандартной мужской обувью считались сапоги сарык и итек. Во время торжества башкиры откладывали эти сапоги в сторону и появлялись на людях в красивых игичах. Чтобы не запачкать их по дороге на праздник, приходилось поверх надевать галоши. Оказываясь на пороге дома, где проходило веселье, галоши снимали и оставались в игичах.
Головные уборы
Башкиры уделяли много внимание головным уборам. Этот аксессуар задавал тон всему образу представителя башкирской нации. Головной убор демонстрировал окружающим много фактов – каково финансовое состояние владельца, сколько ему лет… А драгоценные камни не только украшали изделие, но и исполняли функцию оберега.
Список головных уборов мужчин немногочислен – тюбетейка и меховая шапка. Башкирам, исповедующим мусульманство, не разрешалось представать перед взглядом общества с непокрытой головой. Шапки юношей оформлялись в светлых оттенках, а головные уборы пожилых людей внушали уважение темной цветовой гаммой.
Ассортимент женских уборов восхищал. Девушки могли выбрать изделие на любой вкус и цвет.
В том случае, если супруг башкирки обладал большим состоянием, она могла вызывать зависть у других дам, ведь ей был доступен самый богатый головной убор – кашмау. Аксессуар являет собой шапочку с отверстием на макушке. От модели струилась вниз длинная лента, расшитая ярким бисером и дополненная бахромой.