Современная индустрия предоставляет нам возможность самостоятельно выбирать способы печати на ткани в зависимости от типа материала, цветовой гаммы принта или стоимости работы. А ведь раньше такого разнообразия не было, и нашим предкам приходилось довольствоваться парой наиболее простых и распространенных методик.
Каждый вид нанесения рисунков на одежду имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Для того, чтоб сделать оптимальный по показателям цены и качества выбор стоит получше разобраться в вопросе: а как же происходит перенос картинки на тканный материал?
Множество вариантов – это хорошо, но теперь возникает другая проблема – какой вид нанесения на ткань принта выбрать для того, чтоб он подольше оставался:
- Целым.
- Ярким.
- Красивым.
Какие бывают технологии печати на ткани
Прежде чем говорить о технологии печати, в первую очередь следует определиться с типом материала
, на который планируете переносить изображение. Если интересует печать на хлопковых изделиях, то можно рассмотреть трафаретную печать, DTG-печать или термоаппликацию. Если думаете создавать спортивную одежду («сувенирку» и элементы декора) из синтетических тканей, то ваш выбор – сублимационная печать.
Теперь подробнее обо всех методах.
Как делают сублимационную печать на футболках?
Эта прямая трафаретная печать подходит для больших тиражей – 100 тыс. экземпляров и более. Рисунки – четкие. Печать сначала наносится специальными красителями на бумагу, которая затем прижимается к вещи. Краска переходит в ткань, прокрашивая все нити. Изображение рукой не прощупывается. Этот способ применяется только для светлых вещей, в которых содержание синтетических волокон – не менее 65%. Для сублимационного способа используют пластизолевые и водные краски с разными эффектами – «металлик», с «глиттерами» (блестками), «вспенки».
Преимуществами такого способа являются: стойкость изображения к стиркам и ультрафиолетовому излучению, возможность глажки. Печать может быть одно- и полноцветной.
Трафаретная печать или шелкография
Начнем с традиционного типа печати, при котором краска продавливается сквозь сетчатый трафарет. Давным-давно при зарождении этого метода в качестве сетки использовали шелк, натянутый на деревянную раму, поэтому трафаретную печать еще называют шелкографией.
Шелкография на футболках отличается высоким качеством: принты выдерживают многократную стирку
без потери качества рисунка. Также это выгодное решение для печати больших и средних тиражей (от 50 штук). К сожалению, при малых тиражах такой метод сильно проигрывает прямой печати по стоимости и скорости , поскольку для каждого цвета требует изготовления отдельных форм. Зато можно добавлять определенные эффекты: например, печатать «глиттерами» (glitter print):
Процесс печати выглядит следующим образом:
- Первым делом необходимо изготовить трафаретную печатную форму. На раму натягивается сетка, закрепляется и обезжиривается;
- наносится фоточувствительный слой;
- форма сушится на стеллажах или в специализированных сушилках;
- затем изображение экспонируется — в условиях производства это происходит в экспозиционных устройствах с вакуумным прижимом;
- проявка: незасвеченные участки фотослоя растворяются в воде, засвеченные остаются на сетке;
- трафаретная печатная форма готова! От количества цветов на макете зависит и количество печатных форм.
Так печать выглядит на производстве:
Дальше – перенос изображения на ткань:
- Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля (полимерного или резинового устройства). При больших тиражах используются автоматические текстильные карусельные станки. Между столами устанавливается промежуточная сушилка;
- когда печать всех цветов и слоев завершена, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку. Если высокая производительность не требуется, для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (безусловное преимущество — это заметная экономия средств, минус: потеря производительности — в несколько раз).
Собрать простую мини-студию по производству футболок с одноцветными принтами можно даже дома. На видео ниже наглядно продемонстрирован процесс «гаражного» производства принта:
ПЕЧАТЬ по тканям: пособие для начинающих
Умеете ли вы вышивать крестиком или гладью? А рисовать батики? Если да, то наверняка вы — счастливый обладатель энного количества эксклюзивных предметов гардероба и интерьера с уникальными рисунками. Если же нет, а иметь таковые предметы все равно хочется, есть выход — воспользоваться одним из полиграфических способов нанесения изображения на ткань.
В этой статье мы не будем особенно углубляться в детали нанесения изображения на ткань, а опишем технологии в общем. Задача: познакомить с ними будущих заказчиков запечатанного текстиля и тех, кто хотел бы самостоятельно организовать его производство. Асы трафаретной печати вряд ли найдут здесь что-то новое, а вот для новичков информация окажется полезной.
Существует два основных полиграфических способа
нанесения изображения на ткань — термоперенос и трафаретная печать.
В первом случае, более простом и дешевом, вам потребуются:
- струйный, лазерный или сублимационный принтер;
- термопресс, обеспечивающий при прижиме температуру 140–180 °С и давление от 4 до 7 атмосфер;
- специальная трансферная бумага (сокращенно и ласково — «трансферка»), представляющая собой слой тонкого пластика, нанесенного на бумажную подложку;
- и, разумеется, сам будущий носитель изображения (например футболка).
Технология достаточно проста и замечательна тем, что позволяет нанести изображение на ткань при минимальных затратах на специальное оборудование. Собственно, если принтер у вас уже есть, то из крупных покупок остается лишь термопресс. Правда, специальная трансферная бумага стоит недешево — от 50 центов и выше, но все же это гораздо доступнее шелкографии при печати маленьких тиражей, начиная буквально с одного экземпляра.
Для термопереноса применимы практически любые цветные принтеры, копировальные аппараты и даже ризографы. Но для наибольшей устойчивости изображения на ткани лучше отдать предпочтение устройствам, печатающим твердыми водостойкими красителями, например лазерным, сублимационным и специальным термопереносным принтерам. Картинку нужно печатать зеркально, т. к. при прижиме прессом трансферная бумага накладывается на изделие изображением вниз. Также рекомендуется печатать по предварительно просушенной ткани, чтобы вода, испаряющаяся при гораздо более низкой температуре, чем краситель, не забивала пористую структуру ткани, которую должна заполнить краска.
Существуют различные типы трансферов:
- Горячее разделение (hot split). Отделение трансферной бумаги от ткани производится сразу после нагрева, пока слой краски еще горячий. Часть краски остается на ткани, а часть — на бумаге. Из-за этого возникают трудности с ненасыщенностью цветов при печати по темным поверхностям, т. к. слой краски, оставшейся на ткани, достаточно тонок. Зато красочный слой получается очень мягким на ощупь.
- Холодное отслаивание (cold peel). Бумага отделяется от изделия только после полного охлаждения. Краска полностью переходит на ткань, и изображение получается глянцевым, более жестким и плотным, чем при горячем отслаивании, что позволяет без проблем запечатывать темные поверхности.
Лазерный трансфер
Изображение печатается на полноцветном лазерном принтере или копировальном аппарате на термотрансферной бумаге. Тонер для лазерного принтера лишь на 2% состоит из красящих пигментов, а на 98% — из пластика, который при печати плавится и наносится на бумагу, а затем застывает при комнатной температуре. Это свойство основы тонера — плавиться при повышении температуры — и используется при лазерном термопереносе. Трансферная бумага, на которой застыло изображение, прикладывается в нужное место запечатываемого изделия и прижимается термопрессом. Пластиковый слой «трансферки» вместе с пластиковым же изображением снова плавится и прилепляется к ткани, чтобы на сей раз на ней и сохраниться. Остается только отделить бумажную подложку. Таким образом, трансферная бумага подобно кисточке художника вбирает в себя краски, чтобы затем отдать их нашей футболке.
Струйный трансфер
Самый «домашний» из всего трансферного семейства. Позволяет обойтись обычным струйником и утюгом вместо термопресса (т. к. не требует дополнительного давления) и получить при этом изделие с изображением фотокачества и прорисовкой мелких деталей. Для струйного трансфера можно использовать большинство струйных принтеров (Canon, Epson, HP и др.). Печатаем картинку зеркально на специальной «трансферке» для струйного термопереноса, вырезаем, отступив от ее краев около 5 мм, кладем на изделие, как всегда, изображением вниз и проглаживаем утюгом. Верхний слой «трансферки» плавится, приплавляя изображение к материалу. Конечно, «домашний» термоперенос не очень стоек, стирать его лучше вручную при температуре не выше 40°С. И, разумеется, гладить только с обратной стороны.
Офсетный трансфер
Этот вид термопереноса лучше всего подходит для больших тиражей. Изображение печатается на термотрафаретной бумаге классическим офсетным способом, с тем лишь отличием, что используются специальные термоофсетные краски. Тиражи выгодны такие же, как и при обычной офсетной печати (начиная от 500 экземпляров). Если же заказ невелик, то предпочтительнее выбрать другой способ печати (иначе получится неоправданно дорого).
Сублимационный трансфер
Печать по трансферной бумаге производится на сублимационном принтере, где краситель из твердого состояния переходит на бумагу в газообразном состоянии, минуя жидкую фазу. Сублимационный трансфер применяется в основном для нанесения изображения на полиэфирные волокна (полиэстер). Принцип основан на свойстве некоторых красителей при возгонке проникать внутрь структуры запечатываемой поверхности, что делает изделие стойким, но мягким, без ярко выраженного жесткого слоя краски. Так запечатываются, например, флаги, перетяжки для наружной рекламы. Правда, оборудование стоит дорого, к тому же сублимационные принтеры не очень распространены в России.
Шелкотрафаретный трансфер
Это «гибрид» двух способов печати по тканям — шелкографии и термотрансфера. Печать на предназначенной специально для этой технологии трансферной бумаге производится классическим трафаретным способом со специальной термодобавкой в краску. Особенность заключается в том, что краска, будучи перенесенной на трансферную бумагу, лишь немного подсушивается. В результате получается своеобразная «заготовка» для последующего термопереноса. Сам перенос можно сделать когда вам это заблагорассудится. «Заготовка» хранится при обычных условиях до тех пор, пока вам не понадобится сделать, например, две футболки для только что пришедших покупателей. Единственное условие — не пересушить краску после печати по трансферной бумаге. Сушка должна продолжаться, пока краска не перестанет пачкаться.
Трансфер на цифровом дупликаторе
Здесь используется та же трансферная бумага, что и при шелкотрафаретном трансфере, а печать производится на любом цифровом дупликаторе. Нужно лишь установить на нем режим максимальной подачи краски. Затем «трансферка» вместе с нанесенным изображением обсыпается специальным термотрансферным порошком, который остается лишь на сырых красочных местах. Остатки порошка удаляются, «трансферка» в течение 3–5 с нагревается до 180–200 °C и — она готова. Далее — в термопресс.
Специализированные вырезные виниловые пленки
Очень широко используются для нанесения надписей на спецодежду, спортивную форму и т. д. С их помощью нельзя создать сложного изображения — только одноцветное с простыми контурами (например буквы или логотип). Эти фигуры просто вырезаются специальным режущим плоттером из куска пленки и приклеиваются к ткани специальным клеем, способным пропитывать ткань при сварке, чтобы пленка крепилась к самой ткани, а не к поверхностному слою ворса, от которого пленка легко отрывается. В результате получается стойкая к любым механическим и температурным испытаниям аппликация. Гарантия изделия — практически пожизненная.
Допечатная подготовка
Сложность точного цветовоспроизведения при термопереносе обусловлена двухстадийностью процесса. Даже если на «трансферке» у вас вышло вполне достойное изображение, то в прессе под воздействием тепла и давления оно может «раздавиться». Растровые точки и мелкие детали теряют четкость, «растискиваются». Да и цветовая гамма после воздействия на краситель агрессивной среды может измениться. Во избежание таких проблем нужно придерживаться технологических норм при получении отпечатка на трансферной бумаге и в процессе переноса изображения с бумаги на изделие, т. е. строго соблюдать параметры режима термоперевода. С учетом особенностей воспроизведения градаций на данном материале нужно откорректировать градационные кривые при обработке изображения.
Научиться грамотной допечатной подготовке изображения для термопереноса можно путем проб и ошибок. Некоторые компании предлагают специальные курсы обучения.
Оборудование и расходные материалы
Печатающий элемент — принтер любого типа — известен всем, и описывать его излишне. Единственное техническое устройство, которое может быть вам незнакомо, — термопресс. Его предок — утюг, а в современном варианте он, кроме высокой температуры, обеспечивает еще и повышенное давление. Существуют прессы различной степени автоматизации: от ручных до полуавтоматических, где оператор производит только накладку изделия. Если необходимо запечатать обе стороны, то нижнюю пластину пресса следует выложить тефлоновым листом, чтобы не прилипало изображение на обороте. Для прижима бумаги к неплоским изделиям, например бейсболкам или рукавам одежды, существуют специальные термопрессы с выпуклой поверхностью. Плоский термопресс размером 38×38 см стоит около 1400 долл. Несколько дешевле выпуклые прессы для нанесения небольших (11×17 или 11×20 см) изображений — от 1150 долл.
Для печати по светлым поверхностям применяется бумага с прозрачным пластиковым слоем, а для темных и цветных изделий — с непрозрачным белым. Используется и метод печати в два этапа: сначала на изделие наносится непрозрачная белая подложка, а затем производится печать поверх нее обычным способом. Лист А4 такой подложки стоит 3-4 долл. Существует трансферная бумага для создания глянцевых или матовых изображений (А4 — около 4 долл.). Для придания нанесенному на ткань изображению большей устойчивости и влагостойкости можно покрыть его специальной защитной пленкой (А3 — примерно 1,7 долл.).
А что же можно запечатывать? И сколько стоят эти материалы? Например: белые футболки — 3-5 долл., цветные — около 6, зонт — 14, галстук — 6, а еще сумки, кепки, куртки, спецодежда…
Подведем итоги
Плюсы термопереноса:
- экономичность и технологическая простота малых тиражей;
- низкая стоимость технологического оборудования;
- высокая скорость получения готового продукта;
- экологическая безвредность;
- низкая себестоимость единичных экземпляров;
- малые площади для работы.
Минусы термопереноса:
- невысокая износостойкость;
- специальное цветоделение;
- сильная зависимость результата от влажности;
- сложности при печати по темным поверхностям.
По трафарету
Второй способ — трафаретная печать, или шелкография (первое предпочтительнее).
Роль печатной формы играет мелкая сетка, которая туго натягивается на специальную раму и затем приклеивается к ней. Далее наносят светочувствительный слой (на основе желатина), кладут пленку с выведенным позитивным изображением и экспонируют. В незасвеченных местах (т. е. будущих печатных элементах) светочувствительный слой остается растворимым в воде и вымывается, оставляя ячейки сетки свободными. В пробельных элементах желатиновый слой твердеет и становится непроходимым для краски.
Теперь запечатываемая поверхность кладется под раму на стол (желательно с вакуумным насосом), рама прижимается к ней, и через сетку ракелем продавливается краска. Оттиск готов.
После окончания печати тиража производят регенерацию сетки — очищают ее от краски и специальными растворителями отделяют фотоэмульсионный слой. Чистую сетку можно использовать заново.
Оборудование
Во-первых, необходим трафаретный печатный станок. Он представляет собой стол с натянутой на раму сеткой.
Станок, предназначенный для трафаретной печати, должен последовательно выполнять четыре действия: взятие подложки, приводка, печать и снятие подложки. В зависимости от степени автоматизации станки для трафаретной печати делятся на:
- ручные (все операции выполняются вручную);
- полуавтоматические (автоматизирован процесс печати, а накладка и снятие запечатываемого материала осуществляются вручную);
- «3/4» автоматические (автоматизированы процессы печати и снятия запечатанного материала, накладка осуществляется вручную);
- автоматические (автоматизированы все процессы).
Станки различаются по геометрии запечатываемой и формной поверхностей:
- тигельного типа (обе поверхности плоские, как, например, в обычных ручных или полуавтоматических станках);
- плоскопечатного типа (формная поверхность плоская, а опорная — цилиндрическая). Например станки для печати по цилиндрическим, плоским мягким поверхностям;
- ротационного типа (обе поверхности цилиндрические — это станки для печати по рулонным материалам). Так, например, запечатываются рулоны ткани на текстильных фабриках.
1. Рамка с натянутой сеткой, 2. Ход рамки, 3. Стол для печати, 4. Груз на веревке — противовес, 5. Зажимы Струбцина. Дощечка, привернутая к столу при помощи рояльной петли или обычных петель. |
Станки различаются и по красочности:
- однокрасочные — с одной печатной секцией;
- двух- и более красочные — представляют собой так называемую карусельную установку. Она отличается от простого станка тем, что многокрасочная печать осуществляется без снятия изделия с печатного стола: каждая краска поочередно наносится через свою сетку в отдельной секции.
Самые обыкновенные трафаретные станки (похожие на изображенный здесь) с рабочим полем 21×30 см стоят около 150 долл. Более сложные, с вакуумным присосом, системой приводки — около 3000 долл. (рабочее поле — 70×80 см). Карусельные станки — примерно 4000 долл.
Для печати сетку нужно туго натянуть на рамку. Используются самонатягивающиеся рамы, ручные и пневматические натягивающие устройства и механические натяжные столы. Лучший выбор — пневматика и механика. Эти устройства обеспечивают отличную натяжку сетки, но и стоят недешево: от 3000 до 8000 долл.
Кроме станка и натягивающих устройств понадобится сушильная установка.
Во-первых, нужно сушить оттиск после нанесения каждой краски, чтобы они ложились ровно, не смешиваясь друг с другом. Для этого используются промежуточные сушилки, представляющие собой плоский нагревательный элемент — «плиту». «Плита», нагреваясь, сушит и закрепляет краску на ткани. Такие сушилки обойдутся примерно в 1000 долл. По окончании печати нужно окончательно высушить изделие. Для этого используются туннельные сушилки. Они дороже — около 2500 долл.
Расходные материалы
1) Печатная форма — сетка. Характеризуется следующими параметрами:
- Номер сетки — количество нитей на единицу площади (обычно на сантиметр или на дюйм). Чем больше номер, тем мельче сетка. Это самый важный параметр. От него зависят расход краски в процессе печати и толщина полученного красочного слоя. Сетки с большими номерами более грубы и оставляют на материале толстый слой краски. Номер сетки тесно связан с толщиной нитей.
- Толщина нитей. Обычно приводится в микронах. Ваш выбор определяется областью применения. Например, для получения мягкой на ощупь печати нужна сетка с нитями средней толщины. От размера нитей зависит и скорость печати: чем тоньше волокна, тем она выше.
- Цвет сетки. Обычно сетки изготовляются белыми или окрашенными в желтый, оранжевый цвета. Окраска уменьшает светорассеяние при экспонировании сетки, а значит, более точно воспроизводятся мелкие детали.
Как выбрать нужную сетку? Сетки с меньшим номером, позволяющие печатать толстым слоем краски, подходят для темных поверхностей (возрастает кроющая способность) и термоподъема. Сетки со средним и большим номером подходят для обычной и многоцветной печати по светлым поверхностям, «влажным по влажному», изготовления трансферов.
Цена сетки колеблется от 5 до 40 долл. за погонный метр.
2) Рамки для сеток. Существуют квадратные, прямоугольные и трапецевидные рамки, изготовленные из дерева, алюминия. Алюминиевая или деревянная рама формата А4 стоит 2030 долл. Самонатягивающиеся — около 200 долл.
3) Устройства для экспонирования сетки (экспонирующие камеры). Они представляют собой копировальную раму (прозрачную поверхность, на которую кладется сетка с нанесенным на нее эмульсионным слоем) и источник излучения (УФ-, дуговые или металлогалогеновые лампы). От вида источника — его мощности и спектрального состава излучения — зависит качество получаемой формы. Некоторые камеры оборудованы вакуумным прижимающим устройством, что позволяет плотно и равномерно прижать сетку к пленке и получить качественную форму. Экспонирующая камера формата 900Ё1300 см стоит около 2000 долл.
4) Краски. Особенностью красок для шелкографии является их плотность, непрозрачность. Они производятся как в триадном комплекте (от 15 до 50 долл. за кг), так и в виде готовых цветных (от 12 долл.). Существуют краски «металлик» (около 50 долл.), фосфоресцирующие, флуоресцентные (50–80 долл.), объемные — вспухающие при высокой температуре, меняющие цвет в зависимости от интенсивности освещения.
5) Ракельное полотно. Ракель используется для продавливания краски через сетку. Это упругая «линейка» из полиуретана, закрепленная ракеледержателем. От качества ракельного полотна зависит качество полученного отпечатка. Ракели различаются твердостью и профилем. Цены приводятся за сантиметр их длины. Один сантиметр ракельного полотна прямоугольного профиля высотой 50 мм и толщиной 9 мм стоит около 30 центов.
6) Дополнительная химия. В процессе производства также понадобятся:
- клей для сеток (15);
- растворители (15);
- обезжириватели и шерохователи, предназначенные для подготовки структуры сетки к нанесению фотоэмульсии (10);
- сама фотоэмульсия (25);
- ретушь (12);
- аэрозольный клей для удержания изделия на рабочем столе;
- отслаиватели фотоэмульсии и очистители сетки для ее регенерации (15).
В скобках приведены примерные цены в долларах за литр или килограмм.
Особенности допечатной подготовки и печати
При печати по светлым тканям (а таковыми считаются только белый и серый текстиль!) особенных трудностей при цветовоспроизведении не возникает. Другое дело — темные ткани. При печати по ним можно сначала нанести белую подложку, по которой затем печатать обычными триадными красками (CMYK). Второй вариант — наносить сначала самые светлые краски, а затем все более темные. Тогда нижние светлые слои краски будут служить фоном для темных. При этом существует огромное количество особенностей допечатной подготовки. Например, цветоделение производится не на обычные 4 цвета CMYK, а на другие (в каждом случае разные) цвета. Самостоятельно познать все детали удается лишь на практике. Существуют и специальные программы обучения этому мастерству, стоящие немалых денег (2000–5000 долл.).
Плюсы трафаретной печати:
- низкая себестоимость экземпляров при больших тиражах;
- износостойкость полученных изделий;
- высокая скорость печати;
Минусы трафаретной печати:
- сложная допечатная подготовка;
- дороговизна оборудования цеха;
- сложности при печати по темным поверхностям.
Заключение
Итак, весь материал честно пройден, цены учтены, технологии понятны. Остается лишь одно, но самое сложное: проблема выбора. Что лучше? Глаза разбегаются… Давайте сравним все описанные методы. Практически «пожизненной» гарантией обладают вырезные пленки и картинки, нанесенные трафаретным способом. Значительно менее устойчивы все виды термотранс- феров. При больших тиражах выгоднее шелкография, при малых и единичных — термоперенос (стоимость одного изделия при тираже два и сто экземпляров одинакова). «Экономическая» граница между областями весьма условна, но можно твердо сказать, что начиная с 50 экземпляров печатать выгоднее трафаретом, а ниже — трансфером.
Автор выражает благодарность за помощь, оказанную при подготовке статьи, сотрудникам компаний Nissa StencArt, «Тампотрафарет», «Копитан», «Полариус». Отдельное спасибо С. Воронину, Сергею Сафронову («Тампотрафарет»), Андрею Васильеву (Nissa StencArt), Дмитрию Стуку («Копитан»), а также лаборанту кафедры специальных видов печати МГУП Александру Николаеву.
Шелкография — весьма древний способ печати
Так, по-видимому, печатали еще в древнем Китае, задолго до нашей эры, в эпоху расцвета производства первосортного натурального шелка, и в Финикии, причем именно по ткани. Печатная форма (в данном случае сетка) изготовлялась из шелковых волокон, откуда и происходит дошедшее до нас название. В Японии в ХII–XIV вв. н. э. шелкография переживает бурный расцвет, широко применяясь для украшения доспехов и лощадей. Интересно, что сетка изготовлялась из человеческих волос. Из Китая, по-видимому, метод позаимствован индийцами, которые, в свою очередь, позже передали его англичанам, когда последние завоевали Индию. В XVI–XVIII вв. метод распространился по Европе, особенно во Франции и Англии, где в 1907 г. был запатентован процесс трафаретной печати через шелковую ткань, названный Silk Screen Printing (англ. — печать шелковым ситом). В середине ХХ в. шелкография чрезвычайно бурно развивалась в Америке, в основном используясь для изготовления сувенирной и рекламной продукции (зачастую и на текстиле — футболках, бейсболках и т. п.). В этой области она активно применяется и до сих пор.
Термоподъем (puff)
Этот «спецэффект» заключается в получении объемной, выступающей с поверхности материала печати. Для чего используются специальные вспенивающиеся краски (стоят около 30 долл. за литр), или же на свежеотпечатанный оттиск с еще невысохшей краской наносится специальный термографический пластиковый порошок, который под воздействием тепла начинает плавиться и образовывать пену. Существуют прозрачные, цветные, блестящие, радужные порошки. Их цена — от 45 до 90 долл. за килограмм.
Повышенная температура создается в специальных термографических машинах (напоминают туннельные сушилки). Дополнительно термографы бывают оборудованы приспособлениями для нанесения порошка и его выравнивания. Такая машина стоит около 3900 долл. Впрочем, можно обойтись и обычным феном.
Термоподъем хорошо подходит для нанесения на ткань надписей и логотипов. Буквы получаются объемными, мягкими, приятными на ощупь.
DTG-печать — прямая печать «без посредников»
DTG (Direct-To-Garment) или «прямая печать на ткань» — быстрый, доступный и качественный способ запечатывания ткани. Принтер печатает сразу по ткани, а ткань на выходе «дышит» даже через принт. Такие изделия можно стирать при температуре 30°C (желателен режим бережной стирки) без потери яркости цвета не менее 30–40 раз
(как показывает практика – значительно больше). Футболки можно гладить: изображение не прилипает к утюгу.
Кроме того, разумеется, куда выгоднее печатать принты «по требованию», а не заказывать тиражи футболок с разными изображениями заранее, затем складировать и хранить их неопределенное время, да еще и в разных размерах. Достаточно обзавестись набором «футболок-шаблонов» в разных размерах и базовых цветах. Имея под рукой компактный DTG-принтер, нужный принт можно отпечатать в любой момент, равно как предложить клиенту услугу печати персонального принта на основе изображения, клиентом же предоставленного.
Вы спросите: «Вероятно, такой принтер работает не со всеми материалами»?
Действительно, есть ограничения: минимальное содержание хлопка в ткани должно быть не менее 50%. Для наилучшего качества – не более 10 процентов синтетики.
Процесс печати – проще некуда:
Белые футболки
- До печати футболка обрабатываются липким роликом от «катышек» (lint roller);
- изделие раскладывается на специальном столике так, чтобы не было складок;
- принтер печатает заложенное в программу изображение;
- отпечатанный рисунок закрепляется в термопрессе под воздействием температуры (при ~160°C).
Темные футболки
- До печати футболка обрабатываются липким роликом от «катышек» (lint roller);
- при помощи пульверизатора, краскопульта или специальной грунтовальной машины наносится специальная грунтовка – праймер;
- обязательно праймер нужно вкатать специальным жестким валиком, который идёт в комплекте с принтером в футболку так, чтобы поднявшийся от намокания ворс лёг вдоль движения печатающей головы принтера;
- праймер закрепляется под действием прижима и температуры в термопрессе, чтобы создать максимально ровную поверхность (именно здесь нужно максимально выгладить футболку);
- изделие раскладывается на специальном столике так, чтобы не было складок;
- принтер печатает заложенное в программу изображение;
- отпечатанный рисунок закрепляется в термопрессе под воздействием температуры (при ~170°C).
… Всё! Футболка сразу же готова к носке.
Советы по выбору оптимального вида печати
Выбирая оптимальный способ печати, учитывайте плюсы и минусы каждого из них, а также возьмите во внимание советы экспертов fashionprint.ru.
- Для широкоформатной печати на ткани лучше всего подходит метод сублимации.
- Шелкотрафаретная технология обладает высокой производительностью и будет оптимальной для больших тиражей изделий.
- Прямая печать позволяет получить качественные изображения с широким цветовым диапазоном как на синтетических, так и на натуральных тканях.
На правах рекламы
Для работы потребуются
1. Принтер
Если говорить о принтерах Epson, то есть две модификации модели Epson SureColor SC-F2100: четырехцветный (CMYK) принтер для печати на светлых футболках и тканях, и пятицветный вариант CMYK+White – для печати еще и на темных: белый цвет заливается в качестве подложки, после чего выполняется цветная печать.
2. Термопресс
Достаточно простого горизонтального аппарата с нагревающими плитами. Важно обращать внимание на диапазон температур, который требуется для закрепления принта.
Вариант, который используем мы – поворотный термпопресс с возможностью оставить минимальный зазор между футболкой и нагревательной плитой. Это обеспечивает нужный микроклимат над материалом, чтобы краска полностью закрепилась и держалась настолько долго, насколько позволяет данная технология печати.
3. ПК с необходимым ПО
В комплект поставки SureColor SC-F2100 входит бесплатное ПО Garment Creator (есть версия и для MacOS). Кстати, ПО также показывает расход чернил на печать того или иного изображения, что позволяет точно отслеживать расходы на печать.
Ниже два скриншота из программы с расчетом стоимости печати полноцветной
картинки:
4. Собственно, футболки
Качество хлопковой футболки непосредственно влияет на качество изображения. Параметры качественной футболки – хорошая плотность ткани и минимальная ворсистость. Ворсистый материал пропечатывается хуже.
Модель принтера Epson SureColor SC-F2000, о которой мы уже рассказывали и даже печатали футболку специально для читателей на Хабре, сменилась на Epson SureColor SC-F2100
. Об отличиях и улучшениях хорошо рассказал наш коллега на прошлогодней выставке, где мы впервые эту модель и представили.
Уточню: мы рассмотрели только футболочные
принтеры. Т.е. такие, которые предназначены для печати на футболках или полотнах ткани, габариты футболки не превышающими. В природе есть и большие промышленные машины для прямой печати по текстилю большего размера. Например, Monna Lisa от Epson. Но это уже совсем другая история…
Шелкография: плюсы и минусы
Этот способ может использоваться как в домашних условиях, так и в типографии. Для него необходимы рама, трафарет, краски. Принт изготавливают путем надавливания трафаретом на поверхность. Эта технология позволяет получать изображения с эффектами «золото», «серебро», 3D.
Плюсы: хорошая скорость процесса, экономичность, возможность создания художественных эффектов. Недостатком является длительный период подготовки к процессу.
Термоапликация
Самый простой и с детства знакомый большинству из нас способ. Рисунок печатается на бумаге или пленке и переносится утюгом или термопрессом на ткань.
Недостатки – при использовании некачественных расходных материалов, нанесенный рисунок не будет держаться на ткани, при растягивании ткани – рисунок может «потрескаться» (уверен, уж это точно знакомо всем!). Но такой бизнес можно устроить даже дома, закупив недорогое оборудование и выполняя заказы частных клиентов.
В отличие от метода сублимации, где самую важную роль играют специальные сублимационные чернила, при термоаппликации ключевой материал – это бумага с особым покрытием. Структура таких носителей включает плотную бумажную основу и тонкий эластичный слой, прикрепляющийся к ткани при нагревании. Именно на поверхность такого слоя и наносится изображение.
Кстати, этот метод также подходит, когда работы связаны либо с материалом, который не предназначен для печати (например, мешковина), либо с формой, когда мешает фурнитура или же форма предмета. Например, при печати на ветровке с молниями и заклепками, выступающими на поверхности.
Более серьезный вариант – печать с помощью пленок: аппликационных или печатных.
Аппликационные
– здесь мы говорим о готовых к нанесению пленках – их надо только вырезать по контуру (в зеркальном отображении) и прижать термопрессом или просушить в специальной сушке. Из минусов – пленки уже готовые и желательно иметь ассортимент пленок по цветам. Зато из плюсов – опять же блестящий и переливающийся всеми цветами радуги глиттер!
Печатные пленки
создаются на экосольвентном принтере – о печати на экосольвенте мы рассказывали в материале про автостайлинг. Но, оказывается, на них можно печатать и пленки для одежды…
Шелкотрафаретная (аналоговая) печать
Шелкотрафаретная печать (шелкография) – способ печати на ткани с помощью трафаретов. Недорогой вид печати, используемый для изготовления больших партий текстильной продукции.
Технология
Трафарет представляет собой сетчатое полотно с рисунком, который необходимо перенести на ткань. Трафарет накладывают на окрашиваемую поверхность и поверх него наносят краску. Рисунок сквозь отверстия оседает на ткань и быстро высыхает, после чего остается стойким к выгоранию и вымыванию цвета.
Применение
Трафаретная техника нанесения подходит для печати логотипов, шрифтов, векторных рисунков, может применяться на любых тканях – от грубого материала для транспарантов, сумок, рюкзаков до тонкого хлопчатобумажного и льняного полотна. Чаще всего используется при изготовлении текстовых рекламных баннеров, вывесок, корпоративной одежды, клубной спортивной и рабочей формы.
Преимущества и недостатки
К преимуществам шелкотрафаретной печати можно отнести:
- Невысокую стоимость при больших тиражах изделий с одинаковыми изображениями.
- Устойчивость к воздействию окружающей среды.
- Возможность печати на натуральных тканях.
Недостатком технологии является ограниченность по количеству используемых оттенков. Как правило, в рамках одного трафарета применяется не более 6 цветов.
Сублимация
Термосублимация (термотрансфер) или просто сублимация – технология, подразумевающая печать изображения на специальной сублимационной бумаге и дальнейший перенос рисунка непосредственно на материал в термопрессе и каландре (для рулонов). Сублимационная печать может быть очень яркой. Прямой DTG-печатью по натуральным тканям такие яркие цвета не получить.
Сублимация позволяет создавать очень качественные и стойкие принты: они выдерживает много стирок. Но есть один недостаток (хотя, смотря с какой стороны посмотреть) – она подходит только для синтетических материалов (содержание синтетики не менее 70%). Если перенести изображение на 100% хлопок, принт быстро смывается водой.
Зато сублимация позволяет переносить принт практически на что угодно, если говорить о сувенирной печати:
И даже вот так:
Все подушки, ширма, абажур торшер, картина, кружки – все запечатано методом сублимации. Кстати, поэтому часто сублимационные принтеры называют «сувенирными».
Если говорить об одежде, то сублимация активно используется для создания спортивной формы, которая изготавливается исключительно на синтетической основе. Купальники горнолыжные и вело-костюмы и многое другое.
Процесс печати происходит следующим образом:
- Принтер печатает зеркально отраженное изображение на специальной сублимационной бумаге (чаще всего печать идет сразу в рулон, т.е. отпечаток скручивается сразу в рулон);
- отпечатанный рулон загружается в каландр (систему из валов, через который пропускается бумага) вместе с рулоном белой ткани. Сублимационные принтеры печатают только по белой ткани, они полностью создают рисунок с нуля;
- при нагреве изображение переносится с бумаги на материю. Чернила, которые используются для такой печати, имеют особое свойство нагреваясь переходить из твердого состояния в газообразное, глубоко проникая в ткань. Такой принт не стирается, не выцветает и не выглядит, как наклейка.
У Epson для сублимационной печати есть сразу три принтера — Epson SureColor SC-F6300 с шириной печати 44 дюйма, Epson SureColor SC-F7200 и Epson SureColor SC-F9300 по 64 дюйма.
Например, британский дизайнер Richard Quinn создает в своей лаборатории с помощью Epson SureColor SC-F7200 вот такие шикарные платья:
Термоаппликация или термотрансфер
Основная «фишка» данного способа – предварительное нанесения картинки на специальную пленку. Получается аналог «переводилок», которыми многие баловались в детстве. Да и сейчас они используются, только уже для создания временных татуировок.
Термотрансфер, как и остальные способы нанесения на ткань различных рисунков и надписей, активно используется для декорирования одежды: маек, свитшотов и футболок под нанесение.
Предварительная подготовка изображения заключается в нанесении его на промежуточную поверхность. в данном случае это бумага.
Его положительные черты:
- Обширная цветовая гамма.
- Процесс печати не занимает много времени.
- Дешевизна.
Но есть и отрицательные моменты. Это:
- Продолжительный процесс подготовки без возможности изменить рисунок в процессе печати.
- Достаточно «громоздкое» изображение в конце – оно ощущается как пелёночка или дополнительный слой краски на одежде, что не всегда уместно.
Резюмируем
Печать на готовых изделиях и крое (натуральные ткани) | |||
Шелкотрафарет | Прямая печать | Термоперенос | |
Какое оборудование нужно | Печатный или карусельный станок + промежуточная сушилка + экспонирующая сушилка + промывочная кабина | Принтер + термопресс | Принтер + бумага/пленка + утюг / термопресс |
Для каких тканей подходит? | Натуральные ткани, с содержанием хлопка не менее 50% | ||
Разрешение печати | Невысокое | 1440х1440, высокая детализация | Апликационная – обычно одноцветная, печатные пленки = разрешение принтера |
Приблизительная цена печати (без учета стоимости футболки) | Зависит от сложности изображения и количества цветов. | ||
Выгодный тираж | Не менее 50 штук | От 1 штуки | От 1 штуки |
Кол-во стирок* | ~40-50 (ориентировочно, практика показывает, что значительно больше) |
* Указано ориентировочное кол-во стирок, при котором изображение не потеряет яркости красок.
Как называется способ, с помощью которого удобно наносить печать на карманы и рукава?
Для нанесения изображения на карманы и рукава используется термотрансфер – разновидность косвенного способа печати. Первый этап этого способа – печать изображений шелкографией или офсетом на специальной бумаге. Оттиск на ткань переносят термопрессом или утюгом. На вещь переходит только краситель, эффект прямоугольника отсутствует.
Преимущества технологии: многоцветность изображения, возможность хранить трансферы длительное время и использовать их по мере необходимости, возможность наносить принт на ткани любого типа, высокая скорость процесса. Недостаток – длительный подготовительный период.
Печать изображений на постельном белье
Для создания рисунка или принта на постельном белье обычно прибегают к услугам крупных типографий, в которых имеется оборудование, необходимых размеров или же мастер по росписи тканей. Ручная работа ценится гораздо больше и занимает много времени, чем и обусловлена ее дороговизна за метр полотна. Машинная роспись постельного белья стоит дешевле. Также существует комбинированная техника нанесения картинки, которая содержит в себе работу рук и машины посменно.
Пример готового постельного белья
Постельное белье подвержено частому воздействию трения, поэтому очень важно, чтобы нанесенный рисунок был стойким. Также необходимо, чтобы текстиль не огрубел после окрашивания и не обрел неприятный химический запах. Этого помогает добиться грамотный подбор краски.
Вам это будет интересно Несколько выкроек игрушечных животных из тканей
Самым популярным методом окрашивания постельного белья из различных тканей являются пластизольные краски. Они покрывают лишь верхние слои материала и не влияют на мягкость ткани, при этом достаточно долго не теряют цвета.
Пример готового постельного белья
Главными критериями выбора технологии печати изображения на ткани являются: состав полотна и свойства краски. Методы печати на текстиле отличаются не только ценой и временем работы, но и некоторыми особенностями конечного продукта.
Термотрансфер
Термотрансфер или термоаппликация – это печать изображений с помощью специальной флекс-пленки или аппликации.
Считается одним из удобнейших вариантов нанесения изображений и имеет много плюсов:
- термоаппликация позволяет печатать как большие партии вещей, так и единичные экземпляры;
- нанесенное изображение устойчиво к воздействию окружающей среды, долго сохраняет насыщенные цвета и хорошо стирается в машинках;
- быстрая скорость нанесения – одно изображение наносится не дольше пары секунд.
Правда, термотрансфер не сможет напечатать изображение с большой палитрой цветов или слишком большой детализацией. Поэтому ее часто используют для печати логотипов, цитат и т.п.
Узнайте стоимость нанесения
Почему выгодно печатать на тканях?
Начнём с известных всем цифровым типографиям преимуществ — пробные экземпляры, персонализация (например комплект формы для спортивной команды), печать по требованию (печатаем то, что продаётся лучше из данной коллекции изделий), сокращение складских остатков готовой продукции.
Для производителей готовой продукции из цифровой ткани добавляются следующие возможности — сокращение складских запасов тканей (на складе хранится только белая незапечатанная ткань), снижение себестоимости запечатанной ткани при собственном производстве.
А так же самое, возможно, главное — сокращение времени вывода на рынок новой продукции. В настоящее время в модной индустрии произошло заметное снижение вывода новых коллекций на рынок. Ещё несколько лет назад этот срок составлял примерно 1 (ОДИН) год! Сейчас производители с гордостью говорят о 6 (ШЕСТИ) месяцах. Цифровая печать по тканям позволяет сократить этот срок до 1 (ОДНОГО) месяца или даже менее.
Ткань, подходящая для сублимации
Натуральные волокна плохо впитывают краску, поэтому такие ткани, как хлопок, лен, шерсть не годятся для сублимационной печати. Буквально через 1-2 стирки на них не останется и следа от напечатанного рисунка. Идеальный материал для этого вида декорирования – смесовое полотно, в состав которого входит не менее 50 % волокон полиэстера. Для печати подходят следующие виды ткани:
- атлас;
- шифон;
- блэкаут;
- габардин;
- сатин;
- дешайн;
- оксфорд;
- шармус.
Если используется трикотаж, то подходящими будут рибане, приме, бифлексу. Технология подходит также для фетра, флиса, футера, хоккейной сетки. Для печати предпочтительно выбирать ткани светлых оттенков, на них рисунок получается без искажений.
Новая ткань сэндвич для сублимации
Сэндвич – новинка на рынке текстильной промышленности. Материал представляет собой двухслойное трикотажное полотно. Внутренний слой выполнен из натурального хлопка, а внешний – из полиэфирных волокон. Трикотаж отличается оригинальной технологией плетения.
Применяют ткани сэндвич для пошива толстовок, футболок, маек. Плотность материала может быть разной. Вещи из сэндвич ткани можно носить как жарким летом, так и в прохладное время года. Материал идеально подходит для сублимационной печати. Изображения получаются красочными, живыми, стойкими.