Сила в волосах
Нельзя сказать, что в древности длина мужских волос была абсолютно равна длине женских. Славяне мужского пола регулярно стриглись, но тем не менее их прически никогда не были слишком короткими. Мужчинам волосы стригли так, чтобы затылок и уши оказывались прикрытыми. Волосы расчесывали от макушки по кругу или попросту зачесывали назад. До Х века среди князей оставался популярным прямой пробор, при этом длина волос доходила до плеч.
Наши предки считали, что именно через волосы они приобретают особую силу от богов, окружающей природы и своих предков. Недаром волосы часто сравнивали с пшеничным полем. Длинные колосья получают больше животворящей влаги от Матери Сырой Земли и больше света от Солнца – Ярила. Да и предостережение славянского бога Сварога гласило: «Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».
Длинные волосы на Руси ассоциировались не только с силой, но и мудростью. Считалось, что чем больше их длина, тем мудрее их обладатель. Получает он эту мудрость свыше, как бы сказали сейчас – из космоса. Не зря слово «космы» так похоже на «космос».
Преимущества и недостатки
В современном исполнении «паж» стали выполнять на волосах практически любой длины, взяв за основу классический вариант. Таким образом, женщины, которые хотят получить удобную и женственную стрижку, но не желающие при этом терять длину своих волос, вполне могут осуществить свою задумку. Существуют некоторые мнения о том, что стрижка уже давно морально устарела и является неинтересной. Эти заблуждения довольно просто можно развеять, если оценить все ее преимущества, а именно:
- прическа допускает исполнение при наличии длины волос от мочки уха до лопаток;
- в результате стрижки волосы выглядят густыми, а прическа – объемной;
- качественно сделанная стрижка длительное время не нуждается в коррекции и идеально сохраняет свою форму после несложных манипуляций укладки;
- «паж» помогает скорректировать форму лица и в зависимости от длины прядей может смягчить острые углы скул или сильно выраженную линию челюсти;
- если стрижку сделать максимально короткой, то она может подчеркнуть красоту шеи либо сделать акцент на плавных линиях области подбородка;
- «паж» универсален не только разнообразием форм, но и тем, что эта прическа одинаково хороша как в будние дни, так и для особо торжественной обстановки, отлично сочетаясь с деловым нарядом или вечерним образом.
Стрижка в стиле «паж», несмотря на свои достоинства, имеет следующие ограничения, суть которых состоит не в технике исполнения, а в качественной структуре волос и форме лица:
- прическа не будет выглядеть красиво, если у вас вьющиеся от природы волосы и плохо поддаются укладке;
- структура волос, имеющая неравномерную окраску или поврежденные секущиеся кончики, полностью лишит прическу своей привлекательности и шарма;
- «паж» хорошо подходит худеньким девушкам, а тем, у кого круглое лицо или большие щеки в сочетании с двойным подбородком, такую стрижку лучше не делать, чтобы еще больше не подчеркивать эти особенности своей внешности.
И все-таки «паж» – это очаровательное чудо парикмахерского искусства в стиле ретро. Прическа достойно выглядит в любом возрасте, причем она подходит не только взрослым, но даже детям.
Более того, уже среди современных подростков стрижка все больше и больше становится популярной – классика никогда не выходит из моды.
Традиции
В старину с волосами бережно обращались не только женщины, но и мужчины. Стричь мужчину имела право только его жена или другой близкий родственник. Состриженные волоски бросали в горящую печь или закапывали под плодовым деревом, дабы мужчина не потерял жизненную силу, а также для того, чтобы никто не смог воспользоваться его волосами в недобрых целях.
Если говорить о славянских прическах, мужских или женских – не имеет значения, то необходимо уточнять, о каком временном этапе идет речь. Ведь мужские и женские славянские прически менялись с течением времени, и чем ближе к современности – тем чаще. Вероятно, это связано с модой на заимствования из других культур. Сегодня прически в славянском стиле – это стилизации на различные эпохи, в нынешних салонах красоты вам никто точно не скажет, откуда взята та или иная концепция. Тем не менее, существует немало литературы, описывающей славянские прически, начиная с Позднего Средневековья. Подобные наработки основаны в большей степени на дошедших до нас изображения – это фрески и рисунки в книгах. Также существуют упоминания европейских и азиатских хронистов, которые встречались со славянами (например, знаменитые дневники Ибн Фадлана).
Но какими были славянские стрижки изначально, в Раннем Средневековье и в еще более древние эпохи? Точного ответа на этот вопрос у нас нет, потому что до нас через фольклор дошли лишь скупые упоминания о принципах, на основе которых такие прически формировались. К примеру, прически славянских женщин, по всей вероятности, всегда подразумевали косу или даже несколько кос. Одну мощную косу носила женщина замужняя, «колосок» косы в этом случае олицетворял единство рода. Коса должна была располагаться за спиной вдоль позвоночника, главного «энерговода» в человеческом теле. Прически славянских женщин, еще не вступивших в брак, могли подразумевать несколько кос. Зачастую их располагали не только на спине, но также спереди вдоль плеч. Так женщина показывала, что она свободна. При этом, вероятно, из волос могли собираться «корзинки» и прочие эстетически гармоничные фигуры. Но прическа славянской женщины однозначно не могла подразумевать распущенные или короткие волосы. Ведь наши предки полагали, что в волосах заключена сила человека. Волосы – как своеобразные антенны-приемники, напитывались окружающей силой и передавали ее своему владельцу. Распущенные волосы напротив, отдают энергию. Женщина могла носить распущенные волосы только в доме, среди самых близких людей, даже в кругу друзей такой вариант был недопустим. Не говоря уже о коротких прическах (типа каре). Таких исконно славянских причесок никогда не существовало, потому что женщина, которой необходимо делиться жизненной силой со своими детьми, никогда не станет лишать себя дополнительного притока энергии, это попросту глупо и даже опасно (чревато болезнями).
Что касается мужских славянских стрижек, то они также не подразумевали распущенных локонов, но по другой причине. Мужчины сильнее женщины с точки зрения энергетики, образно выражаясь, мужчина – генератор (тогда как женщина – приемник). Но распущенные волосы говорили о небрежности, да и попросту были неудобны, ни в быту, ни в бою. Мужчины носили достаточно длинные прически, но не такие длинные, как у женщин. Судя по уже упомянутым дневникам Ибн Фадлана, у мужчин волосы были примерно до плеч. Мужские славянские прически не подразумевают косу, волосы собираются в хвост. При этом часть волос сзади могла располагаться под хвостом в свободной форме (такую стрижку можно увидеть у Геральта из Ривии из ныне популярной компьютерной игры Ведьмак 3). Предположительно, мужчины могли заплетать несколько локонов в тонкую косу, оставляя ее сбоку. Этот аспект носил символическое значение, возможно, это был символ мужчины, идущего на войну. Однако такая коса никогда не оставлялась спереди лба, она могла мешать в схватке. Прически славянских воинов не особенно отличались от бытовых мужских причесок. Они в любом случае забирались в хвост, чтобы не мешать обзору. Также здесь стоит учесть один практический аспект. Учитывая наличие у воина шлема, хвост располагался у самой шеи, иначе воин попросту не мог надеть шлем с подшлемником. Это единственный действительно логичный момент, который стоит учитывать, в остальном, если мы говорим о глубокой древности, нам неизвестны какие-то особые прически славянских воинов. Таким образом, волосы у славян, имея особое символическое значение, распускались только в доме. Длинные волосы у славян были нормой, ненормальными считались короткие прически, не важно – у мужчин или у женщин. При этом у женщин они, разумеется, были длиннее, что отчасти обусловлено элементарной физиологией. Длинные волосы у славян – это символ красоты и силы, короткие волосы могли указывать на «низость» натуры человека, что, кстати, справедливо для многих народов древнего мира (за редким исключением, как, например, было у римлян). Также короткие волосы, вероятно, могли служить указанием на «рабское» положение. При этом известно, что славяне с древности использовали берегини – полоски из кожи или ткани, которыми обвязывался лоб. Так даже растрепанные локоны не мешали обзору, кроме того, к берегине могли подвешиваться декоративно-обережные элементы, к примеру – всем известные височные кольца, распространенные у восточных славян в Средние Века. Волосы у древних славян имели чуть ли не сакральное значение, поэтому к прическам, вероятно, подходили с большим тщанием. К сожалению, у нас нет точных сведений об обрядовых, жреческих или воинских славянских прическах. Однако мы знаем базовые принципы, знаем, как наши предки относились к своим волосам. Вероятно, этого достаточно для человека, который пытается так или иначе прикоснуться к своим корням, чтить былые традиции.
В древности, многие опишут примерно такой образ: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубахе. Однако это не совсем истина. Есть немало версий, как выглядели славяне. Тема их внешнего облика очень интересна, поэтому она заслуживает более подробного изучения.
Популярные русские стрижки
Направления русской моды начала века диктовала Франция. Все парикмахерские новинки появлялись из Парижа. В это время правил бал стиль ампир. В цирюльнях, шляпных магазинах устанавливались бюсты античных героев, императоров. В укладках подражали римской, греческой стилистике
Русская аристократия во всём брала пример с французской. В светских разговорах обсуждались парижские веяния моды, модницы заказывали наряды, накладные волосы, мушки из Франции. Наташа Ростова, героиня Л. Толстого, является ярким примером девушки того времени. Готовясь к первому в своей жизни балу, она велит парикмахеру уложить приподнятые букли и надеть на её голову золотой обруч, как тогда носили.
Отказавшись от напудренных париков, мужчины стали коротко стричь, тщательно укладывать волосы. В России стрижка по образу римского властителя «а-ля Тит» была популярна среди сильного пола. К причёскам иногда добавляли небольшие узкие бакенбарды — «фавориты». В эпоху романтизма пришла популярность мужского каре на средней длины волосы. Спросом стрижка пользовалась у представителей творческих профессий: музыкантов, художников. Первым её одобрил известный пианист Ф. Лист.
Волосы русских красавиц также были недлинными, их накручивали различными способами. Локоны были спиральными, плоскими, круглыми, трубчатыми, сходными со стружкой. Большую популярность завоёвывает в начале XIX века причёска «а-ля Нинон». Кудри укладывали надо лбом и висками, на затылке мастерили пучок или крепили шиньон, на макушку водружалось перо. Не воспрещалось пользоваться румянами, белилами, духами, губной помадой, но делать это стоило умеренно.
К середине века входят в моду укладки с ровным пробором, валиками, полушариями из волос по сторонам лица. В пушкинское время причёски вновь усложняются, украшаются накладными косами, шиньонами, перьями, живыми цветами, гребнями с драгоценностями. Первое приспособление для накручивания волос — щипцы Марсель — появляются в Петербурге в 1886 году. Это производит фурор в парикмахерском искусстве, способствует быстрому изменению моды на укладки. Стало возможным разнообразно завивать и укладывать даже самые длинные волосы.
В конце века в России становится популярной мужская причёска — «а-ля Капуль». Название она получила благодаря поклонникам творчества французского тенора В. Капуля. Особенности укладки: короткая чёлка, симметричный пробор, волосы, уложенные полукругом по бокам. Девичьи укладки к завершению столетия упрощаются. Идёт борьба за права женщины, меняется её социальное положение.
Обитание славянских племен
Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как этой части Европы. Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик.
Как выглядели восточные славяне, невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие. Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей. Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели древние славяне, влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи — скифы и сарматы.
Прическа русская коса, фото
Сегодня многие девушки делают выбор в пользу сложных плетений, то и дело, изучая техники создания кос, а также модных укладок.
А если задуматься, то раньше в моде была лишь одна коса – русская, которую мастера собирали в три пряди. И чем толще была коса, тем здоровее считалась ее обладательница.
Русские косы заплетали на различного рода празднования, торжества и даже на свадьбу. Чем же так привлекает обычная коса в три пряди?
Прическа русская коса
Это простое плетение, которое под силу любой моднице. Для того чтобы собрать косу в три пряди вам не потребуется больших усилий, это скорее проверка на творчество. Сегодня модно заплетать русскую косу, ну а мы в свою очередь хотели бы поговорить о самых актуальных трендах нового сезона, а также вариациях укладки прически «русская коса».
Прическа русская коса
Простая коса в три пряди выглядит очень аккуратно, а в повседневной жизни это довольно практичная прическа. В этом году дизайнеры предлагают нам обратить внимание на объемные косы в три пряди. Для того, чтобы создать эффект объема, необязательно иметь копну волос. Достаточно лишь освоить базовую укладку.
1. Вымойте волосы, высушите их и соберите в косу.
2. Закрепите косу резинкой и зафиксируйте лаком для волос.
3. С обеих сторон косы аккуратно подтягивайте пряди, чтобы они становились объемными.
4. Закрепите эффект фиксирующим спреем.
Вы удивитесь, но сегодня стилисты очень часто используют русскую косу в своей практике. Причем ведущие парикмахеры отмечают, что модно собирать русскую косу наоборот.
Русская коса наоборот: справка
Чтобы обычная коса в три пряди выглядела экстравагантно, используйте плетение наоборот. В этом случае мы собираем волосы в три пряди, однако плетение осуществляем не по верху, а с обратной стороны. Такая простая и нехитрая тактика позволяет создать просто роскошную укладку.
Прическа русская коса
Как модно собирать русскую косу?
Сегодня специалисты по стилю рекомендуют экспериментировать с разнообразными плетениями. В новом сезоне модно создавать косички на челке, тем самым максимально открывать лицо.
В моду входят косы на распущенных прядях. Такая прическа позволяет создавать образ в бохо стиле.
Прическа русская коса
Актуальной праздничной прической нового сезона становится коса вокруг головы. Коса-корзинка, как ее еще принято называть, получила огромную популярность в новом сезоне. Кроме этого, модно вплетать ленты в самые разнообразные косички.
Коса-ободок, которая визуально напоминает обруч, также популярна в новом сезоне. Более того, дизайнеры придумали весьма хитрую уловку — накладные косы!
Прическа русская коса
Возьмите на заметку и создавайте свои непревзойденные образы с русской косой!
Этно-стиль считается одним из наиболее естественных, самобытных, красочных и выразительных в современной одежде. Застенчивая русская девушка в простом сарафане с вышивкой и в платке с традиционным национальным орнаментом всерьез и надолго завоевала сердца модных дизайнеров.
посадские платки и шали;
традиционная народная роспись;
Одежда в русском стиле – это уникальное сочетание современных трендов и русских национальных мотивов, воплощенное в максимально удобных для повседневной носки вещах.
Есть ли схожесть с викингами?
Некоторые историки категорически отвергают тот образ, который представляется нам в виде длинноволосого мужчины и с бородой. Это менее похоже на то, как выглядели древние славяне, а больше соответствует викингам.
По их мнению, славяне выступали против на голове и бритья бороды. Скандинавы взяли такой внешний вид из религиозных традиций. Славяне в те времена обитали на Балтийском побережье. В отличие от викингов, они тщательно брились и состригали волосы очень коротко по всей голове, оставляя чуб на лбу. А с длинными волосами ходили волхвы. Внешний облик скандинавских мужчин славяне высмеивали. Как выглядели славяне, ученые пытаются определить по найденным скелетам. Благодаря этим находкам появляется возможность у потомков ознакомиться с украшениями, одеждой и аксессуарами, которые использовали древние славяне. Схожесть со скандинавскими нарядами наблюдается в женских украшениях для волос и головных уборах.
Короткие стрижки
Продолжается традиция на модные женские короткие стрижки, которые наиболее актуальны у представительниц сферы бизнеса либо у просто сильных духом. Короткая стильная стрижка женская, правда, претерпела некоторые изменения с течением времени.
Анализируя фото видов коротких стрижек женских, невозможно не отметить ассиметричный вариант. Модные женские короткие прически подобного типа подходят идеально в том случае, если лицо имеет квадратную или круглую форму, помогает скорректировать ее в нужном ракурсе. Дополняет красивые короткие женские стрижки традиционный Боб, который включает в себя огромное множество различных вариантов и может отлично смотреться, в том числе и на средних волосах.
Не пропустите и популярные картинки коротких стрижек женских в стиле Пикси – достаточно модное, практичное решение для любой современной девушки
Любителям романтики следует обратить пристальное внимание на картинки коротких стрижек женских в стиле Шапочка, которые непременно позволят отобразить свои чувства, сделав их доступными оппоненту. И, наконец, традиционное любимое Каре, которое включено в фотографии коротких женских стрижек, способное подчеркнуть индивидуальность любой модницы. В этом году все стили отличает оригинальное и яркое окрашивание
В этом году все стили отличает оригинальное и яркое окрашивание.
Незабываемые стрижки короткого типа
Если не нашли оптимальные фото короткой модельной стрижки женской, то, возможно, средний вариант привлечет больше внимания. Стили женских стрижек стоит начинать с традиционного «Каскада», пользующегося популярностью у многих девушек разного возраста. Даже самое яркое фото удлиненных стрижек женских наглядно демонстрируют привлекательный внешний вид, позволяют скрыть некоторые недостатки лица и увеличить объем. К примеру, могут быть выбраны объемные женские стрижки на волнистые волосы, которые помогают поддерживать порядок на голове.
Базовые женские стрижки дополняет градуированный вариант, посредством которого лицо становится более выразительным, а тонкие волосы получают объем. Можно смотреть женские прически типа «Паж», которые помогут сделать акцент на глаза человека. Укороченные стрижки женские данного типа относятся к разряду «ретро», при этом новая стильная градуировка придает ей совершенный имидж. Идеально дополняет лучшие женские стрижки, в том числе и «Аврора», пришедшая к нам из восьмидесятых.
Стили женских стрижек дополняет и яркая «Лесенка», которая подходит для средних, длинных волос, позволяет создать своеобразные кокетливые ступеньки, придающие образу еще более женственный вид. Несмотря на то что название коротких женских стрижек данного типа неизвестно, тем не менее «рваный» стиль известен своей оригинальной концепцией. Это достаточно смелое, оригинальное и стильное решение, которое в полном объемеотображает фото стрижки молодежной женской.
Внешний вид славянских женщин
Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.
«Скоба, калитка, гуменцо, кружок» и другие мужские прически староверов
Мы продолжаем разговор о традиционной одежде и внешности староверов в разные исторические эпохи. На этот раз речь пойдет о мужских прическах, характерных для разных групп староверов. Не секрет, что староверие во все времена большое значение придавало внешнему виду, поскольку считалось, что внешний облик выражает внутреннее состояние.
Не обошло это представление и тему стрижек. Естественно, образцами были стрижки, восходящие к «благочестивой старине». Основа староверческих причесок — это «кружок». То, что нам привычнее называть «под горшок». Но совершенно разные виды «христианских стрижек» существовали в разных согласиях.
М. И Боткин. Старовер. 1877 год
Федосеевцы носят стрижку «в скобу» или «калиточкой». Волосы отращиваются так, чтобы равномерно закрывали уши и затылок. Спереди же выстригалась челка. Иногда центральная часть челки выстригалась, образуя «калитку» на теменной части головы, выстригались волосы под корень, а иногда выстригалось так называемое «гуменце» (от старорусского «гумно» — ровное место). Последнее было обязательным к носке у тех, кто входит в «собор», то есть является признаком служителя, человека входящего в причт.
У многих купцов XIX века, выходцев из федосеевской среды, «скоба» продолжала быть основным видом причесок.
Василий Иванович Прохоров
Портрет купца Гучкова
Аналогичным был вид мужчин в Усть-Цильме (по сообщениям РГО): «Не бреют бороды, волосы обстригают в скобку, у некоторых выстрижена макушка». Н. И. Попов так описывал собрание федосеевцев близ Саратова: «Все мужчины были одеты в длинный халат или поддевку, маковка на голове выстрижена, на лбу спущены волоса».
Портрет купца
У брачных поморцев более распространена была стрижка «в кружок». Это также считалось признаком конфессионального различия. Воспоминания одного федосеевца: «Когда я впервые остригся в кружок, ко мне подошли старики и сказали: «В кружок у нас стригутся либо брачные, либо Иванушки-дурачки», и больше я так не стригся». Однако, по словам многих поморцев, линия «кружка» должна быть по уровню края ушей или чуть заходить на уши, тогда как «у хохлов» стрижка была выше ушей. Связан этот обычай с указаниями стричь «по слух», то есть до уровня ушей, само собой уровень «кружка» варьировался от обычая. В начале XX века в поморской среде возникает обычай расчесывать волосы на прямой пробор.
Наставник с прямым пробором
Корреспонденты РГО сообщают о выстригании волос на макушке по Владимирской области (спасово согласие), Казанской и Калужской губерниях (поморское согласие). У спасовцев это означало «степенность, голову выстригали только женатым… со стриженой маковицей имеют уже голос на мирских сходах, в делах обществ», объяснялся также этот обычай тем, что по завершении крещения священник стриг волосы. Аналогично сообщается и о поморцах: «они более стараются носить одежду старинного покроя и выстригают на голове на самой макушке немного волос в ознаменование крещения… Это у них называется гуменцо».
О серьезности отношении к стрижкам, говорит тот факт, что на соборе спасовцев в д. Кизатовке в 1926 году был установлен запрет на прием ко крещению детей, родители которых «бреют бороду, стригут не по обычаю христианскому головы и курят табак». На соборе поморцев в г. Тюмени 1805 и 1810 годов, наряду с требованиями к благочестивому облику, упоминается и запрет на необычные прически с уточнением: «Власов мужем не растити и никаким образом не украшати».
Фотография Дмитриева. Наставник Нижегородья
В соборных постановлениях часовенных староверов содержатся указания «мужам главы сверху постригати, понеже вера истинна гонима есть» (Ирюмский собор 1724 года); «главы своея не украшати, но очищати, сверху остригати» (Тюменский собор 1840 года); «волосы постригать… под кружок» (Приангарское уложение 1956 года). Однако, несмотря на уложения, по фотографиям начала XX века, что далеко не все соблюдали эти предписания.
Часовенные на Веселых горах, 1927 год
Но в Сибири такая прическа сохраняется до сих пор.
Часовенные Бухтармы, начало XX века |
Часовенные-эвенки, 90-е годы |
Таким образом, мы видим, что во многих старообрядческих обществах были распространены похожие стрижки. Особенно удивляет «гуменцо». Давайте попробуем обратиться к более ранним эпохам, чтобы понять, откуда происходит такой обычай.
Обычай стричь волосы на голове — один из древнейших, он существовал у всех народов древности и у каждого народа со своим особым значением. По словам св. Афанасия Александрийского, эллины имели обычай стричь у детей верхнюю часть головы, посвящая волосы своим богам. Римляне побежденным народам стригли волосы, в знак победы над ними. Евреи стригли волосы по окончании обета Богу или в знак глубокой печали. Христиане с самых первых веков христианства стригли себе волосы то в знамение чистоты, то ради посвящения и всецелого пожертвования самим себя на служение Богу. Священники выстригали такую прическу в память тернового венца, покрывавшего главу Христа, волосы на главах своих сверху выстригали, а снизу подстригали, делая таким образом из них нечто похожее на венец. По другой версии — в подражание апостолу Петру, который был в насмешку острижен язычниками.
В западной традиции такая стрижка получила название «тонзура» (от латинского tonsura — стрижка). В русских источниках она получила название «гуменцо», что на христианском востоке, по словам патриарха Софрония, также символизировал терновый венец. Изначально это прическа священнослужителей, в русских реалиях носившая название «поповская плеш», а скуфья, соответственно — «наплешник».
Неизвестно то, как долго практиковалось выстрижение гуменца. И «Скрижаль», изданная при патриархе Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо, как и раньше, продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того, как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос». Между тем, это с трудом согласуется с постановлением Московского собора: «протопресвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиях, во знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейского, на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».
По мнению церковного историка Е. Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось… никак не менее, как до начала XVIII в.». По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствует воспоминания митрополита синодальной церкви Филарета (Дроздова), лично встречавшего священников «с плешью».
О поповском гуменце также сообщал иностранный наблюдатель, Адам Олеарий, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII века: «Новопоставленный облекается в священническое верхнее платье, которое немногим отличается от мирского. На макушке головы остригаются волосы и полагается на нее суконная шапочка, называемая скуфьею, точно как наша ермолка, плотно обнимающая голову; прочее на голове волосы длинные, как у женщин, отпускаются вниз до самых плеч. Эту шапочку днем они никогда не могут снять, разве нужно будет только им остричь голову».
Фрагмент гравюры Олеария
Сигизмунд Герберштейн, бывший в Москве в XVI веке, пишет, как очевидец, следующее: «Одеяние у них (священников) почти такое же, как и у мирян, за исключением небольшой круглой шапочки, которой они прикрывают выбритое место, надевая поверх большую шляпу против солнца и дождя; или они носят продолговатую шляпу из бобрового меха серого цвета. У всех у них есть палки, на которые они опираются; эти палки называются посохами».
Фрагмент Лицевого Свода «Священники и служители с гуменцами»
По всей видимости, такой обычай пришел на Русь из Византии, поскольку, согласно источникам, он существовал начиная c IV века. Блаженный Иероним упоминает, что священнослужители волосы на голове подстригают в круг, а на темени несколько выстригают по древнему обычаю. А на мозаике VI же века в церкви Козмы и Дамиана в Риме, западные епископы изображены и обстриженными и с гуменцами.
Гуменцо. Мозаика
В VII веке обычай клира стричь волосы был общеизвестным и общепринятым. 21-е правило 6-го Вселенского собора говорит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях противных правилам и за cиe подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишилися благодати, и от него совершенно устраняют себя, — да стригутся по образу клира». А как именно состоящие в клире стригли себе волосы, из правила собора не видно. Но многие визуальные источники указывают на то, что это были разные виды стрижки в куржок и гуменцо.
Совершенно очевидно, что к началу второго тысячелетия кружок с гуменцом становится прической не только священников, но и всего церковного причта. Неслучайно она получила большое распространение у староверов-беспоповцев, поскольку многие оказались в причте моленных.
Остается выяснить, были ли такие прически повсеместно распространены в разные периоды на древнерусских землях? Обратимся к описанию внешности новгородцев в XIV — XV веках из иностранных источников.
В 1413 г. Великий Новгород посетил путешественник Жильбер де Ланнуа, который оставил следующее описание новгородцев: «дамы имеют две косы из своих волос, свисающие за спиной и мужчины одну косу».
Помимо описаний, существует и несколько визуальных источников. В интерьере штральзундской церкви святого Николая, расположенной на Севере Германии, находится уникальный предмет — резная деревянная скамья, изготовленная в 1360-1370-е гг. в Риге. На четырех резных панелях задней стенки скамьи вырезаны сцены из жизни новгородцев той поры, на этих изображениях они охотятся на белок, добывают мед в лесах и занимаются торговлей. Удивителен облик изображенных новгородцев: волосы у них заплетены в две косы, кроме того и борода у них заплетена также в две косы.
Резная панель с изображением новгородцев из церкви святого Николая в Штральзунде. 1360-1370-е гг. (фрагмент)
Серединой XV в. датируется вырезанное на деревянной панели изображение новгородского купца (в руке он держит шкурку пушного зверя), которая находилась в церкви Девы Марии города Любека. Борода новгородца заплетена в четыре косы, а волосы минимум в две.
Новгородский купец-торговец мехом. Деревянная панель из церкви Девы Марии, г. Любек (сер. XV в.)
Еще одно изображение новгородца мы можем видеть на главном алтаре Мариацкого костела города Кракова. Алтарь создан в 1477-1489 гг. Прическа новгородца здесь скрыта шапкой, в две косы заплетена не борода, а усы.
Новгородец с алтаря Мариацкого костела, г. Краков (1477-1489 гг.)
В любекской церкви Девы Марии есть вырезанная из дерева фигура русского купца, датируемая 1496 г.
Русский купец. Деревянная скульптура из церкви Девы Марии, г. Любек (1496 г.)
Там новгородец изображается уже как человек среднерусской внешности, то есть имеет бороду без кос и волосы средней длины. Возможно, это отражение политики Ивана III по переселению в Новгород московских бояр. А возможно, считая новгородцев чем-то вроде викингов, иностранцы романтически изображали их.
Что же до жителей Великого княжества московского, то уже упомянутый Герберштейн свидетельствует о распространенной моде среди знати брить головы на татарский манер, прикрывая ее шапочкой-тафьей. О простолюдинах упоминает очень смутно.
Мы не будем углубляться в споры о правдоподобии западных источников, отметим лишь то, что они сходятся в одном — «кружок с гуменцем» не был массовой прической в зрелом и позднем средневековье (чего не скажешь о простом кружке), а был прической церковного причта. В старообрядческой среде происходит массовый ренессанс этой прически и распространение ее по всем мужчинам общин. Иногда это не просто знак принадлежности к причту, но и просто знак полноправного члена общины (как в случае со спасовцами Владимирщины). Таким образом она приобретает новое значение. Кроме того, в среде феодосиан рождается новый вариант — скоба, когда уши закрыты волосами. Стоит также отметить, что среди некоторых русских старожилов Сибири бытовал обычай опускать волосы на уши после женитьбы.
В настоящее время староверы носят самые разнообразные прически, кто-то стрижется в модных барбершопах, а кто-то посещает обычные парикмахерские, соблюдая одно лишь правило — «выглядеть прилично». Есть и те, кто продолжают носить исторически староверские прически. Стричь или не стричь? В конце концов — выбор за вами!
Источники:
1. «Косы новгородцев»; 2. группа «Злой Московит»; 2. С. Руднев «Нечто о поповских гуменцах».
Автор: Вячеслав Печняк
Мужской славянский костюм
Мужчины облачались в длинные рубахи — распашонки. Они запахивались и подпоясывались ремнем. Рубахи не имели застежек, некоторые из них надевали сверху. Зимняя одежда была выполнена из меха различных животных. Это и тулупы, и рукавицы. Штаны были широкие, их подвязывали на поясе и внизу. У состоятельных людей таких штанов было несколько. Зимой на холщовые надевали шерстяные. Обувь мужчин и женщин делали из холста. Им оборачивали ноги и прикрепляли подошву при помощи ремешков. Сапоги делали из целого куска кожи.
Вся одежда имела вышивку. С течением временем её стновилось все больше.
XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой
В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.
Прически древних славян
Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.
Девочкам необходимо было По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.
Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб — это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.
Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.
На Руси, еще с дохристианских времен считалось что стиль и форма славянской мужской прически отражается на духовности человека. Моду на изменение причесок ввел Петр I, после того как побывав в Европе, он, вернувшись в Россию, подверг своих приближенных принудительному остриганию бороды и волос. Именно с петровских времен законодателями парикмахерской моды становятся народы Западной Европы.
Свадебные прически народов мира, фото
Мы все время следим за модными тенденциями в стрижках, макияже и прическах, которые грядут в наступающем сезоне. Посмотрев десятки сайтов и модных показов, где все достаточно однообразно изложено и копируя все заданные модные тренды, мы в конечном итоге превращаемся в клонов друг друга лишь с небольшими отличиями. Но что если обратиться к старым добрым традициям! Итак, вдохновляемся на создание свадебного образа и прически, путешествуя по странам мира.
Свадебные прически в английском стиле (фото)
Для свадебных причесок в английском стиле характерна сдержанность, элегантность, респектабельность и консервативность. Подобно английской королеве, вы должны придерживаться классики во всем, особое внимание уделите мелочам, ведь из них в конечном итоге и складывается образ. Ваша аккуратная прическа, неброский естественный макияж, небольшой свадебный букетик, выполненный в пастельных тонах, и даже ваша осанка должны подчеркивать вашу стать и благородство. Помните, что «настоящие» англичанки предпочитают скромные свадебные прически, подчеркивающие природную красоту. И не забудьте выбрать шикарное свадебное платье.
СВАДЬБА В АНГЛИЙСКОМ СТИЛЕ
Свадебные прически в африканском стиле (фото)
В данном случае сразу исключаем самый распространенный стереотип. Свадебная прическа в африканском стиле – это далеко не традиционные афрокосички, хотя косы с том или ином исполнении могут присутствовать. Главное не переусердствовать! Существует множество вариантов причесок на свадьбу в африканском стиле. Как правило, это идеально гладко зачесанные волосы, забранные вверх в аккуратный пучок или уложенные на бок. Прическа может быть выполнена в виде плетения обычных плотных кос или «ракушки». Такой вариант свадебной прически хорошо подойдет невестам со смуглой кожей и темными волосами.
СВАДЬБА В АФРИКАНСКОМ СТИЛЕ
Свадебные прически в гавайском стиле (фото)
Если вы хотите устроить свадьбу в гавайском стиле, то без экзотических цветов и сочных красок в оформлении торжества вам просто не обойтись. Конечно же, прическа невесты не должна быть исключением. Вы можете выбирать самые простые варианты прически: распущенные локоны, аккуратно собранные с одной стороны, или волосы, уложенные в небрежный пучок. Главное, чтобы обязательным украшением прически были тропические цветы или венок.
СВАДЬБА В ГАВАЙСКОМ СТИЛЕ
Свадебные прически в греческом стиле (фото)
Все чаще невесты выбирают свадебные платья, созданные по подобию одежд греческих богинь. Если и вы остановились на подобном наряде, то для завершения образа вам потребуется свадебная прическа, выполненная в том же стиле.
Традиционными украшениями свадебных причесок в греческом стиле служат диадемы, ободки, различные аксессуары для волос. Часто в прическу вплетают полевые цветы или соцветия.
Свадебные причёски в русском стиле
Русские свадьбы всегда отличались характерными яркими красками и захватывающими длительными обрядами, которые сопровождались шумными и весёлыми торжествами. Повышенное внимания уделялось каждой детали, и создание причёски для новобрачной уделялось немало времени. Зачастую это были разнообразные плетения из кос, которые украшались венками из живых цветов, яркими, в основном красными, лентами или кокошником, выполненным в цветах общего наряда молодожёнов. Такие головные уборы мастерицы красиво расшивали узорами. Современные свадебные причёски в русской стилистике конечно отличаются от своих предков раскованностью, но всё также представляют собой потрясающие укладки с венками, цветами, лентами и кокошниками, которые украшают волосы невесты.
XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»
Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» — ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара — за 2,5 рубля.
До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии — парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» — прядь волос).
«Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, — словом, художник».
Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.
Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» — высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы — в том числе, и российские дамы.
Пучок из волос: славянские корни
Такая причёска также была очень популярна у русских красавиц и сохранила своё необыкновенное обаяние до наших дней. Закрученная в спираль коса укладывалась на голове в пучок и украшалась лентами. Сегодня барышням предоставлен просто потрясающий выбор разнообразных заколок, шпилек и подобных женских приспособлений. Да и сам пучок лишь отдалённо напоминает собой ту древнюю славянскую причёску. Современная мода настолько изменила такой вид укладки, что пучок пользуется популярность у барышень разных возрастов и прекрасно дополняет любой образ.
Прически в детский сад: оригинальные идеи и новинки
Содержание: